Дабы несколько встряхнуться после погружения в мир И. Бродского (аll we are is dust in the wind) решил вкусить модного лит-экшна. Книготорговые сети периодически и настойчиво скандируют: Несбё, Несбё! Витиеватый норвежский детектив, топ продаж. Серия, фактурный следователь, атмосфера.
Скандинавский саспенс и колорит, признаться, мое больное место. "Сага Норен, полиция Мальмё!" - любимое приветствие, когда снимаю трубку телефона. Сериалы "Мост (Bron), "Кровь не вода", "В ловушке"... Бергман, Ибсен, фьёрды, блэк-метал и Ян Гарбарек...
Поддался, решил скачать аудиоформат (для созерцательных сибирских пешеходов).
Ю Несбё оказался литератором мужского пола, и первый его роман о приключениях детектива Харри Хоуле называется интригующе: "Нетопырь" (1997).
Услаждать сердце современной belles lettres - не мешки ворочать. Поэтому не смотря на (чересчур) резко континентальный климат (то снег, то жара), за несколько дней "Нетопырь" был прослушан.
Харри Хоуле прилетает в Сидней из родной Норвегии расследовать убийство (жестокое и натуралистично грубое) молодой женщины. Кроме убийцы-маньяка Хоуле находит здесь друга - австралийского аборигена и любовь рыжеволосой шведки (судьба коих держит читателя в тонусе добрую половину книги). Но тшш.. никаких спойлеров.
Что греха таить, детектив меня увлёк. Интрига, кто убивец, держится до самого конца. Сюжет в достаточной степени экзотичен. Но..
Но все же это не Бенедикт Камбербэтч*.
Харе натужно пытается поискать утраченное время, попереживать за други (и подруги) своя, почти убедительно устроить яростный самосуд. Однако во всем этом я отчётливо осязаю пластмассу. Как будто слушаешь ритмичный рэп, где в мелодичных паузах вклинивается Станиславский и восклицает: "не верю!"..."не верю!".
Якобы харизматичный алкоголик Харри тоже не производит цельного впечатления. Не душевный он что ли. Не нашенский.
Мне скажут, это и есть скандинавский саспенс; но как-то в фильме про Сагу Норен пронзительнее и певуче получается. Беспросветный мрак, но торжественно тоскливый. А тут.. Скорее, Дэн Браун: сухой сюжет с нескладными длиннотами о внутреннем мире следователя (и австралийскими сказками-притчами). Плюс до кучи: слишком много гей-соплей.
Хотелось открыть для себя новый детективный книгосериал. Наподобие акунинского "Эраста Фандорина" (высший пилотаж, на мой вкус). Но брат наш Ю несколько не дотягивает.
Хотя, при всех минусах, читать очень занимательно и увлекательно; узнать, кто же потрошитель, безумно хочется.
PS Главный герой отовсюду (в самолёте, в Сиднее) слышит новейший (на тот момент) альбом Ника Кейва "Murder ballads". Достойного сына Австралии, где и происходит действие этого детектива.
PPS Только сейчас осознал, насколько трогательно :'-( смотрится роза, оставленная Биргитте в номере гостиницы.
--'---,-<@
* "Это не Бенедикт Камбербэтч!" - мем, означающий, что нечто не являет собой гармонию и идеал.