Предательство. Слово как слово. Асфальтового цвета, сладко-терпкого вкуса крови. Запаха каленого железа. Что-то одновременно виртуальное, неосязательное, не субстанциональное; и страшное, ритуально табуированное, запретное.
С одной стороны - "будете как боги", "30 сребренников", с другой - смерть, смрад, тлен и застывший ужас в вылезших из орбит глазах повесившегося Иуды.
Именно в силу того, что предательство - это нечто из области абстрактной феноменологии, нечто, описываемое духовно-нравственными терминами, оно и не рассматривается современным человеком всерьез. Равно как и все другие нравственные табу (архисовесть). Но меня интересует предательство, в данный момент.
Как может человек предать что-то родное, дорогое, важное и дальше оставаться собой (и если не собой, то кем)? Я пойму предательство из страха. Под дулом пистолета, пытками, ради жизни других - крайние ситуации животного, физического давления. Пойму, в смысле, здесь нет чего-то неясного. Предал, потому что хотел жить. Уровень животного инстинкта. Не даю здесь никаких оценок.
Однако предательство из соображений выгоды, лучшей жизни, физиологической страсти, социального статуса... - это нечто другое. Здесь все как бы за шторами, в полумраке под бесконечно повторяющуюся заевшую пластинку.
Вопрос нравственного выбора. Пограничное состояние. С предательством тесно связано понятие "выгода" (говоря совр. языком - "выхлоп", "маржа"), экономический, коммерческий термин. В области душевной, духовной, нравственной.
Если мы поместим данный вопрос в христианскую систему ценностей, все встанет на свои места. Как же внятно Христианство описывает суть жизни человека, причины и следствия его действий и поступков!
Искушение-слабая защита-страсть-грех-переживания-мука-отчаянье-смерть. Или так (это очень важно): грех-переживания-мука-отчаянье-покаяние-жизнь. Мне как православному человеку вроде бы все понятно. В чем тогда недоумение?
Это как бы схема, которой подчиняется (знает (желает ли этого) она об этом или нет) любая живая душа. Это механизм жизни, прикровенный закон существования. Но меня интересует именно КАК человек может переступить через что-то еще так недавно родное, важное (прежде всего Родина, друзья, семья, дети). И пойти дальше.
Ведь на полном серьезе эта душа думает, что ей станет лучше - новая жизнь, мат. ценности, возможности...
Не покидает чувство, очень сильное чувство, что переступив, не раскаявшись, ты становишься другим. И, думаю. ты сам этого не замечаешь - все вроде хорошо (переживания заперты на 100 ключей в чулане души). Но ощущение пластмассовости и какой-то марионеточной безжизненности, бега в пустоте и темноте по кругу не дает покоя.
Скажу больше, предатель, совершивший предательство из понятий "выгоды" и "маржи" (в широком смысле), не раскаявшийся, продолжающий самооправдание, считающий что было, то прошло, намеренно прячущийся от себя, становящийся психологически агрессивным (переносящий осознание своей ошибки на того, кого предал) - это суть человек мертвый и пластмассовый. Он просыпается, готовит завтрак, ходит в туалет и даже улыбается и плачет. Но он уже не живет. После предательства.
Поэтому, всё многословие выше можно свести к формуле простого человека:
Предательством счастья не сыщешь.
Решил записать это после сегодняшнего сна, совершенно нереального, фантастически живого, где я был помещен в декорации прошлого счастья (в прошлое время) с тем человеком, который ныне представляет из себя серую пустышку. Странные игры разума во сне. Мы сегодняшние были помещены в прошлую университетско-юношескую обстановку...
Какой позор контраст.
И под занавес:
Click to view