Иоланта ( ГАБТ, 9 января )

Jan 23, 2010 22:41



Иоланта - Лолитта Семенина
Водемон - Роман Муравицкий
король Рене - Владимир Маторин
дирижер Keri-Lynn Wilson


На мой взгляд нам очень повезло, что дирижеры в Иоланте меняются, потому что для меня вариант Павла Шамильевича Сорокин стал уже чуть ли не иконой, от которой не уйти, но которая уже настолько въелась, что помыслить себе иное всё сложнее. И вот приезжает в заснеженную Москву, в двадцатиградусные морозы, замечательная девушка Кери-Линн Уилсон и показывает нам другую "Иоланту". Но вот она уже уехала, а нам вновь останется слушать Сорокина и только Сорокина...

Не сказать, что бы Кери-Линн успела поработать с солистами (хотя все ее 4 дня состав был практически одинаковым) - большинство из них как привыкли петь с Сорокиным, так и продолжали петь ровно так же. Может быть, в этом смысле Кери-Линн проявила мягкость, а может быть банальная нехватка времени (а тут еще и праздники приключились :))) ). Но Кери-Линн смогла сотворить иную музыку. Она взяла другие темпы, более живые и разные. Павел Шамильевич выдерживает всю оперу одни и те же, замедленные темпы. Кажется, будто он вводит слушателей в этакий транс и бережно несет их до самого конца в нем. А Кери-Линн, как мне кажется, шла от текста, от ситуации, может быть даже и от сценографии. Если молодая девушка, то почему же она должна как старая перешница мучаться в медленных темпах? :) Зазвучала колыбельная - и темпы сбавились, ньюансы, естественно, тоже. Всё это почти очевидно. Но в этой очевидности и даже заигранности, заслушанности до дыр, в этой привычке сорокинской колыбельной без расцвечивания центральной кульминации, Кери-Линн делает иначе: она ее оттеняет от всего остального ньюансировкой - и, мне кажется, Петр Ильич был бы на ее стороне. Естественно, не одна она так делает колыбельную. я бы даже сказал, что как раз она эту колыбельную _делает_, а не оставляет на откуп солистам и хору (которые, конечно, тоже стараются, но поют так, как пели с Сорокиным). А мне от этого, на самом деле, на душе возникает нечаянная радость от встречи с еще незаигранной, незаслушанной, новой и свежей интерпретацией, которая бережно относится к тому, что написал Петр Ильич, и хочет показать (и показывает) с лучшей стороны. В плюс к этому, конечно же, идут и баланс в оркестре (упор на флейты и арфу) для создания прозрачного звучания, прибранная медь, мягкие и одновременные вступления.
Вобщем, Кери-Линн, мне кажется, выступила очень достойно. Учитывая и то, что эта опера ей может быть знакома меньше других и готовила она ее самостоятельно - кроме наших дирижеров "Иоланту" ведь в мире никто не дирижирует...

По солистам - только трое действительно играли - Роман Муравицкий, Владимир Маторин и Борис Бежко. Остальные явно спали с утра и пели "на бреющем полете". Во всяком случае новизну в произношении слова, в расстановке акцентов и фразах я услышал только от этих троих.

bolshoi, iolanta, tchaikovsky, wilson

Previous post Next post
Up