ура! наконец-то состоялось то, о чем были мысли весь год - Геннадий Николаевич Рождественский снова продирижировал "Леди Макбет Мценского уезда" в БТ! Но о музыке чуть позже, сначала о наших артистах :)
17 марта (Смирнова, Гильманов, Заплечный, Пастер) - это была самая что ни на есть классическая "Леди Макбет" - с Катериной, которую жалко, с самодуром Борисом Тимофеевичем. Правда, вопрос у меня возник к Пастеру - вернее, к режиссеру, конечно, который так поставил спектакль. я не понял, за что Катерине нужно было убивать (именно лишать жизни!) такого Зиновия Борисовича. Потому как в постановке Борис Тимофеевич Катерину унижает по полной, еще и при всех, а Зиновий Борисович вполне себе деловой, активный, за таким надо прятаться как за каменной стеной, а не убивать... Ну покричал он на нее в спальне - так этого никто и не видел, мало ли кто по какому поводу ссорится - не убивать же мужа из-за того, что он ее рассердил. По опере-то понятно, какова была причина поступка Катерины, но в постановке это крайне слабо отражено.
18 марта (Рубцова, Науменко, Заплечный, Пастер) - а вот тут история была соовсем другая ;) Науменко зачем-то играл ... доброго Бориса Тимофеевича! Нет, он так же стыдил перед всеми Катерину, но делал это, играючи, с улыбкой на лице, а в словах "поезжай Зиновий" не было и намека на нервный жест :) А если на это всё наложить "как рыба, холодную" Рубцову, то опера-то получилась не про женскую долю, а про домострой!!! :))) А с науменковским Б.Т. я бы полностью согласился - ну как же еще учить такую безолаберную холодную жену! Естественно, такая "не старается ласки добиться" и прочее! А "Пассакалия" превратилась в настоящий людской плач по безвинно убитому Хранителю традиций Русского дома.....
Меня радует, что большинство исполнителей главных партий (Смирнова, Науменко, Пастер, Заплечный) замечательно чувствуют хитрую, если смотреть в ноты, метрику музыки Дмитрия Дмитриевича :) Она хитрой ведь кажется для тех, кто привык к т.н. "квадратной" музыке, а если в нее "впеться", то она получится самой настоящей речью! Во второй день зазвучал голос у Дурсеневой :) Вадим Лынковский во второй день меня больше тронул пением (во второй день он убрал волосатую бороду аки Сусанин, оставив совсем небольшую) (в идеале музыка Старого каторжника должна быть такой, чтобы сердце кровью обливалось, чтобы это был настоящий плач людей, которых неповинно гонят в каторгу... не всех, конечно, неповинно, видимо, Старый каторжник - каторжник "политический", но разве с ТАКОЙ музыкой возможно быть настоящим убийцей без оправдания ?!.. или всё же оправдание возможно?..)
Хор каторжников из 4го действия,
старый каторжник - Вадим Лынковский,
дирижер Геннадий Николаевич РОЖДЕСТВЕНСКИЙ,
18 марта 2009 года
Полные аудиозаписи обоих спектаклей лежат в
bolshoi_live :)