Царская невеста ( Оперная студия Консерватории, 19 декабря )

Dec 20, 2008 01:28



(фото с премьеры, 25 сентября 2008 года)

Ой да, забавный получился спектакль. я, конечно, как всегда о его музыкальной части :) Версия с купюрами ... и исполнительскими фантазиями :)) Забавы начались еще даже до музыки - апельсины на пирушке у Грязного это даа! Апельсинчики во времена Ивана Грозного :))) Затем были бояре на пирушке, подпевающие про "ярый хмель" %))) В конце второго действия купировались опричники, отчего после слов "веди с свою конуру" прозвучал победный клич меди :))) Николай Андреевич, наверное, и не подумывал о такой нечаянной победе Бомелия :)) Вначале третьего действия есть небольшое трио Собакина,Лыкова и Грязного, заканчивающееся словами Грязного про себя "А зелье мне поможет". В этот момент Собакин подходит к Грязному, а тот, получается, в оправдание своих слов продолжает "А я и в дружки назвался". Мол, а я что, я не при чем :) я ж в дружки назвался :))))) Ну и ржущая Марфа в последнем действии - это даа :))) И это еще не все фантазии исполнителей :)))))) Короче, дети, "учите матчасть", а именно текст партии :)

Ну вот, теперь пошли по исполнителям :) Малюта - Андрей Архипов - это ужас. я не понимаю, как можно так петь "в себя" ??! Вернее, может так петь и можно, но выносить это на суд публики ?! В плюс к этому, естественно, и никакой дикции, нехватка дыхания и фальшь. Но фальшь не обошла никого. И это консерватория... Могу предположить, что исключительное попадание Архипова в ГАБТовский "Китеж" может быть обусловлено каким-то особым озвучиванием низов (ибо партия Бедяя). Но берут меня сомнения в этой мысли...
Собакин - Федор Тарасов - замечательно озвучивает нижний и средний регистр, ария в 4м действии прозвучала на хорошем звуке, правда, кажется, последний нижний Фа он снял раньше. Но вот с верхним регистром, коего, конечно, в Собакине всего-то пара нот, зажат. И есть у меня такое подозрение, что Собакин - муж праведный умудренный. И потому не может быть он веристским кривлякой, в какого Федор изошелся к последнему действию. Это, на мой взгляд, было лишним :)
Бомелий - Дмитрий Галихин - для Бомелия достаточно :) Пение неинтересное, но партия небольшая, хотя и знатная во втором действии, но та сцена и вовсе пропала вместе с
Любашей - Майрам Соколова - ученицей Соткилавы. Кажется, она старалась только для двух номеров: песни в первом действии и ариозо "Эх, до чего я дожила" во втором. Остальное было пропето еле озвученно, будто совершенно не интересовало солистку. Хотя с таким вокалом я бы сказал, что Грязной ее тоже не интересовал. Какая эмоциональная сцена в первом действии, но ничего подобного в интонации у Майрам и не было. То, что у нее само звучит, оно и звучит, а, что не звучит, с легкостью игнорируется. К тому же и дыхания еле хватало даже на несколько слов! И крупный звук в неподходящих местах. А ведь партия такая богатая... А эти придуманные явно ею мелодизмы в песне... Хотя один интересный момент эта Любаша дала: у нас (в БТ то бишь:) ) принято петь Любаш меццовым тембром. Контральтовые Любаши вводятся с трудом, да и те не поют. А тут - такое контральто! Любаша-контральто - будто баба "от сохи". А колоратурная сопрано Марфа - будто утонченная натура. Отсюда и противостояние. "Как любить, так отличниц" :))))
Лыков - Дмитрий Мазанский - ой, а это вообще был оперный певец? я вот не понял :) А может он боялся и потому выдавал нечто, что мы слышали недавно в виде Олега Долгова. Вот у них похожие "голоса". ух.
Марфа - Наира Асатрян - не ожидал, что в наше время певицы еще позволяют себе "пищать". И если в четвертом действии это было не так заметно, то во втором действии обессиленные верха, взятые будто святым духом... В последнем действии, обращаясь вольно с музыкальным текстом, красиво делала глиссандо в ариозо :) Зал был восхищен :) И вообще завалили Марфу цветами :)
Грязной - Владимир Автомонов - пожалуй, из всех солистов его исполнение было хотя и тоже не столь выпускло, но нацеленность на осмысленное пение вкупе с озвученностью была! Опять же возможно некоторая скованность стала причиной путания в тексте словесном и музыкальном (в арии сначала спел с си-бемоля "не тот я стал теперь", а при повторе с соль - должно быть наоборот), но, честно говоря, для меня он на фоне остальных певцов по ходу оперы смотрелся в выигрышной позиции :) А это радовало :) А еще и кантилена была :) В регистровом смысле низы несколько пропадают, зато средний и верхний регистры звучат в зале с превосходной акустикой сочно :)

Акустика. Пожалуй, она была самой впечатляющей среди :) я впервые вживую услышал звучание оркестра в опере в нормальной акустике! Новая сцена и рядом не стояла. В БЗК лучше всего звучат нижние частоты. Причем не тем гулом, что на Новой сцене, а мягко и сочно. Видимо, посадка оркестрантов вглубине сцены стала причиной углубленного, притушенного звука, из которого выпирала немногочисленная медная группа, "деревянная" группа звучала просто идеально (ни один солист не "выпирал" своим звуком, как это на Новой сцене), а струнная группа явно "не досчиталась бойцов" :)) Струнная группа в нынешнем виде оркестра Оперной студии слишком мала, чтобы звучать так, как хочется :) В интерпретации увертюры хоть к концу темпы были слишком быстрые, но движение! движение было!! Мне всегда на этот счет нравится сравнивать интерпретацию Е.Ф.Светланова, которая акустически оказалась очень сходной с акустикой БЗК - у меня были ровно те же акустические впечатления! - с впечатлениями от БТ-шных "Царских", в которых если уж оркестр выходит на форте, то оно настолько неприятное на Новой сцене, будто пытается не "позвать за собой" слушателя, а "подавить" его, прямо на том месте, где сидит. Благо оно мягкое :))) и зеленое :) Но это уже не при чем :) И вот темпы - с темпами, особенно в третьем и четвертом действии, я не согласен! Бедного Лыкова разогнали на такой скорости, я ж начал переживать, справится ли он. Оказалось, нет, такие темпы даже помогли ему :) Быстренько похватал ноток и побежал дальше :)))) А вообще темпы, конечно, страшно не подходящие, на мой взгляд, к этой музыке :) Да и что темпы, оркестр в виде фона играл уж слишком "как фон" :) Аккуратно, осторожно и, кажется, скорее вяло. Понятно, что, находясь настолько близко к исполнителям, надо следить за тем, как бы их не заглушить. И вначале так и было. А к концу дирижер уткнулся в свою партитуру и артисты допевали уже без его помощи, как визуальной, так и акустической :)) Вообще, непростая это штука, оперное дирижирование :) Чего уж тут скрывать :)
Забыл сказать про хор. Он хоть и малочисленный, но довольно слаженный. Честно говоря, слова были понятны лучше, чем у БТшного хора на Новой сцене. Но на то она и Новая сцена, чтобы только мешать исполнителям.

Запись будет :)

http://www.mosconsv.ru/afisha.phtml?more=3169
http://www.youtube.com/view_play_list?p=C5ECFEC01D140EF2 (видео)

rimsky-korsakov, bolshoi, andrei-arhipov, sotkilava, svetlanov, tsarskaya-nevesta, konservatoriya

Previous post Next post
Up