Oct 13, 2008 15:14
mms://audio.rfn.ru/cultradio/audio/31134.asf
буквально несколько минут назад закончилась передача "Действующие лица" на радио Культура с Ведерниковым. Вела передачу уважаемая Елена Чишковская. Во-первых, хочу ее поблагодарить за то, что мои вопросы были в наивысшем приоритете!
Не то, чтобы я хочу несколько оправдаться, мол, чего-то я там не услышал - программку я прочитал и видел, что там упомянуты сэмплы (правда, с орфографической ошибкой:))) ), и читал перед спектаклем указания Николая Андреевича и про домры (А НЕ БАЛАЛАЙКИ, как думает А.А., видимо, это одно и то же для него:))) ), и про колокола. Далее про то, что в основном у крепких сопрано слов не разобрать. Ох, СанСаныч, неправда :))) Берешь запись - всё разобрать ;) Хорошо, что хоть признался в акустических проблемах. А Николай Андреевич пишет: "При исполнении автор не желает драматических выкриков, шепота и говорка, допуская лишь настоящее ариозное и декламационное пение". И что тогда Ведерников понимал под крепкой сопрано (это Моногарова-то??) Беда в том, что Николай Андреевич в тексте, который поют солисты и КОТОРЫЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ РАЗБОРЧИВ, находятся описания того, что сейчас находится на сцене! А если слова непонятны, то никто в зале и против не будет, что поют одно, а этого нет :)))) Самый простой пример: хор поёт о "свадебном поезде", какой он, кто в нем едет, а выезжает на саночках одна Феврония :))
Фразой, что основная информация - не в вокале, Ведерников убиил ! Сразу видно, что выражаться точно ему не так просто - видимо, он имел ввиду одно, а с уст его слетело другое. Получилось, будто в русских операх не важен текст, что есть прямое противоречие с общими представлениями о настоящей русской опере! Все нормальные дирижеры говорят о важности текста, а, значит, и вокальной линии. Но, видимо, СанСаным имел ввиду что-то другое.
Говорил он и о том, что в особо драматических, кульминационных, моментах позволительно заглушить солиста, мол, он не самый главный, иначе не сделать этот кульминационный момент. Ан нет, артиста в принципе нельзя заглушать, просто надо в оркестре сделать все ньюансы тише. Когда будет пиано, тогда и меццо-форте будет звучать кульминационно и никого не перекроет.
Теперь про птиц за сценой. Да, важно выполнить указание автора, что птицы поют за сценой. Но позвольте, СанСаныч, Вы же сами себе противоречите! Несколькими минутами до этого Вы философски рассуждали о "каналах соединения музыки и режиссуры", что, мол, необязательно делать слово-в-слово. Значит, что-то можно, а что-то нельзя? Плохи принципы, которым, декларировав, не следуют... Раз птицы за сценой, то и в рожок княжич должен ответить! я уж молчу, что татары у Николая Андреевича написаны _в_пестрых_костюмах_ с соответствующим описанием того, что и как они делают - это в музыке не отражено и те, кто не заглянул в клавир, об этом и не узнают.
Но добили меня рассуждения (в ХХI веке!!) про то, что "надо искать другие рычаги" для этой оперы! Мама дорогая, да эта опера не в первый раз ставится-то! Такую грубейшую методологическую ошибку, как анализ сделанного, допускать никак нельзя! И если даже анализ не сделан, так не надо утверждать то, что он бессмыслен. Нельзя на данном этапе развития цивилизации браться за трудные задачи, решавшиеся ранее, с чистого листа! А уж утверждать ... о....
rimsky-korsakov,
kitezh,
lensla,
nekrosius,
cultradio,
a.a.vedernikov