Пресс-релиз
Вчера, 17 апреля, в Мариинском театре прошла пресс-конференция, на
которой была объявлена программа фестиваля «Звезды белых ночей»,
приуроченного в этом году 225-летию театра.
Как отметил художественный руководитель фестиваля Валерий Гергиев:
«225-летие Мариинского театра - событие для нас рубежное. Мы всегда
думаем и помним о своей истории. И в юбилейный год у нас есть
возможность еще раз отдать дань памяти и восхищения всем тем творцам,
судьба которых была связана с нашим театром. Это огромный ряд самых
великих имен в истории российской культуры. Конечно, даже в рамках
такого масштабного фестиваля как «Звёзды белых ночей» невозможно
вспомнить всех, но мы очень многое сделаем для того, чтобы великие
артистические имена Петербурга-Петрограда-Ленинграда громко прозвучали
на этом фестивале».
10 мая фестиваль откроется премьерой сезона - возобновлением
«Псковитянки» Н.А. Римского-Корсакова. Валерий Гергиев акцентировал
внимание на том, что в афише нынешнего фестиваля собраны оперные
шедевры К.А. Римского-Корсакова: «Конечно, это связано и с тем, что
Николай Андреевич ушел от нас сто лет назад, его наследие -- это
последняя перевернутая страница блестящей книги становления русской
музыки. Но я думаю сейчас и о том, что всего чуть больше ста лет назад
композитор приносил свои произведения в этот театр, и потому, может
быть, нас как никакой другой театр это обязывает к тому, чтобы
показать его шедевры - как популярные, так и нечасто звучащие. Мы
очень ждем возвращения «Псковитянки» с многообещающим составом
исполнителей, в том числе с молодыми солистами в главных партиях. Мы
пытаемся сделать фундаментальное восстановление одного из шедевров
русской классики, исторически связанного с этой сценой и никогда
надолго её не покидавшего».
Валерий Гергиев особо подчеркнул несколько крупных событий фестиваля,
в том числе мини-фестиваль французской музыки: «У нас родилась идея,
осуществление которой стало возможным на этом фестивале, --
представить программу французской музыки, включившей как оперы -
«Кармен», «Бенвенуто Челлини», премьеру «Испанского часа» Равеля, так
и симфоническую, камерную музыку. К нам приедет патриарх французской
музыки, самый известный, самый маститый, да наверно, и лучший из
живущих французских композиторов - 91-летний Анри Дютийо. Сам
композитор полагает, что его музыка по-настоящему в России еще не
звучала».
«Если еще говорить о необычных событиях фестиваля, то таковым,
безусловно, является появление оперы К. Шимановского «Король Роджер»,
музыка которого почти неизвестна в России. Эта акция имеет и
просветительские цели, и фестивальный формат. Ведь фестиваль, как мне
кажется, -- это всегда представление какого-то количества необычных
событий, помимо таких как «Тоска» с Гулегиной или «Пиковая дама» с
Галузиным».
«На исторической сцене ожидается и мировая премьера оперы
петербургского композитора Александра Смелкова, в основе либретто
которой - роман Достоевского «Братья Карамазовы». Театр за 225 лет
своей истории очень часто давал жизнь новым произведениям, даст Бог, и
тут нас ждет удача, мы постараемся, чтобы премьера прошла достойно».
Подробнее о фестивале
XVI Международный музыкальный фестиваль «Звёзды белых ночей»
К 225-летию Мариинского театра
Художественный руководитель - Валерий Гергиев
10 мая - 27 июля 2008
Мариинский театр, Концертный зал Мариинского театра
За 79 дней фестиваля будет дано более 120 оперных и балетных
спектаклей и концертов.
В программе Фестиваля собраны шедевры Н. Римского-Корсакова, фигуры
знаковой для русской оперы, композитора, который своей творческой
судьбой связал два века - девятнадцатый и двадцатый: когда он родился
в 1844 году, был еще жив Глинка, а его смерть в 1908 году ознаменовала
в каком-то смысле конце эпохи, но уже творили молодые ученики
Римского-Корсакова Стравинский и Прокофьев, а двухлетний Митя
Шостакович получил первые музыкальные впечатления от домашнего
музицирования родителей. Оперы Римского-Корсакова «Псковитянка»,
«Сказание о невидимом граде Китеже», «Снегурочка», «Садко» прозвучат
наряду со знаменитыми операми его современников и последователей:
«Князем Игоря» А. Бородина, «Русланом и Людмилой» М. Глинки, «Борисом
Годуновым» М. Мусоргского, «Евгением Онегиным» и «Пиковой дамой» П.
Чайковского, «Любовью к трём апельсинам» и «Обручением в монастыре» С.
Прокофьева, «Носом» Д. Шостаковича.
В репертуаре фестиваля представлены и самые впечатляющие страницы
Мариинского балета от Петипа до Ратманского: звезды балета и
великолепный, по общему признанию, кордебалет в спектаклях, которые
определяют и легендарное прошлое труппы, запечатленное в наследии
Петипа и хореографов, чей творческий почерк сформировался под влиянием
петербургской сцены - Михаила Фокина и Джорджа Баланчина, и
современный репертуар - балеты Форсайта и Ратманского. На Мариинскую
сцену возвращается балет Ратманского «Поцелуй феи» на музыку
Стравинского, на вечере хореографа будет впервые в Петербурге показан
и «Лунный Пьеро» на музыку Шёнберга c прима-балериной театра Дианой
Вишнёвой, на которую этот балет и ставился. В балетных программах на
сцену выйдут именитые солисты театра, олицетворяющие Мариинский балет:
Ульяна Лопаткина, Диана Вишнёва, Игорь Зеленский, Андриан Фадеев,
Игорь Колб, также более молодое поколение артистов, набирающее сегодня
известность: Виктория Терёшкина, Леонид Сарафанов, Олеся Новикова,
Евгения Образцова, Алина Сомова, Владимир Шкляров, Михаил Лобухин.
Многие спектакли и программы в балетной афише будут посвящены
легендарным именам, которые помнит наша сцена: Анна Павлова, Матильда
Кшесинская, Вацлав Нижинский, Тамара Карсавина, Ольга Спесивцева,
Константин Сергеев, Наталья Дудинская, Рудольф Нуреев, Михаил
Барышников, Ирина Колпакова.
Своеобразным приношением деятелям музыкального Петрограда-Ленинграда
станет и концерт, посвященный 75-летию Союза композиторов в Концертном
зале театра, в программе которого собраны произведения всех
композиторов, возглавлявших Союз: Щербачёва, Чулаки, Дунаевского,
Соловьёва-Седого, Петрова; и концерты и спектакли памяти выдающихся
дирижеров: Коутса, Дранишникова, Мравинского, Хайкина, Семионова.
Будут исполнены на фестивале и спектакли, созданные Юрием
Темиркановым, принадлежащие его эпохе в истории театра: «Пиковая дама»
и «Евгений Онегин».
Дважды представленный на легендарной сцене Метрополитен-оперы и
вызвавший огромный интерес зрителей и критики самый масштабный
сценический проект театра последних лет тетралогия Вагнера «Кольцо
нибелунга» возвращается на родную сцену после триумфальных гастролей
по миру - от Германии, Японии, Южной Кореи до сцены Мэт и прозвучит в
рамках вагнеровского проекта фестиваля. Нынешнее представление
«Кольца» усилено маститыми артистами: Николаем Путилиным, Ларисой
Дядьковой, Алексеем Тановицким, Евгением Никитиным, Ларисой
Гоголевской, Ольгой Савовой, Ольгой Сергеевой, Василием Горшковым.
Представление вагнеровских опер будет посвящено памяти великих певцов
Кировской оперы Булата Минжилкиева и Евгении Целовальник.
Сенсационно прошедшая в Париже, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке и Роттердаме
опера Вагнера «Тристан и Изольда» с видеодизайном знаменитого
американского художника Била Виолы впервые появится в России.
Шокирующий синтез актуального искусства и оперы будет дважды показан
на сцене Концертного зала Мариинского театра.
Прозвучит и последняя вагнеровская премьера театра -- «Летучий
Голландец» с великолепным составом исполнителей, возглавляемым
Евгением Никитиным, чье исполнение партии Голландца восторженно
приняли на европейской премьере спектакля в Германии.
С сольными программами и в спектаклях выступят «золотые голоса»
мировой оперы: Брин Терфель, Ольга Бородина, Мария Гулегина, Дмитрий
Хворостовский, Феруччо Фурланетто, Томас Хэмпсон, Рене Папе, Рамон
Варгас, Екатерина Губанова.
В камерных концертах на сцене Концертного зала театра представлены
виртуозы-инструменталисты: знаменитые Альфред Брендель, Максим
Венгеров, Леонидас Кавакос; стремительно взлетевшие на музыкальный
Олимп Денис Мацуев, Алексей Володин, Ольга Керн, а также лауреат VI
Международного конкурса им. Чайковского Кристиан Блэкшоу.
Среди камерных ансамблей-участников фестиваля: Юрий Башмет и его
ансамбль «Солисты Москвы», связанные с фестивалем годами творческой
дружбы и ставшие любимцами Петербурга, и Иерусалим-Квартет, и
испанский Казальс-Квартет - впечатляющие камерные ансамбли, громко
заявившие о себе уже в этом столетии.
Оперные премьеры фестиваля включают произведения XX и XXI веков:
«Испанский час» М. Равеля, «Джанни Скикки» Дж. Пуччини, «Король
Роджер» К. Шимановского, «Очарованный странник» Р. Щедрина и «Братья
Карамазовы» А. Смелкова (мировая премьера). «Испанский час» и «Джанни
Скикки» будут исполняться на русском языке - после успеха у зрителей
русскоязычной версии «Волшебной флейты» Моцарта, театр продолжает
включать в репертуар исполнение оперных шедевров на русском языке.
Особое место в афише «Звезд белых ночей-2008» занимает мини-феситваль
французской музыки, собравший в своей афише сочинения К. Сен-Санса, Ж.
Бизе, Г. Берлиоза, М. Равеля, О. Мессиана, А. Онеггера. В программе
фестиваля широко будет представлено творчество нашего современника -
знаковой фигуры европейской музыки ХХ века 91-летнего Анри Дютийо,
который станет специальным гостем фестиваля. Его приезд в Петербург -
событие исключительного значения. Большая часть работ композитора
впервые прозвучит в России.
После исполнения масштабных симфонических циклов Шостаковича и Малера
на фестивалях 2006 и 2007 годов в этом году на фестивале прозвучат все
симфонии Сибелиуса в исполнении оркестра Мариинского театра, который
по признанию британской The Financial Times единственный из российских
коллективов входит в десятку лучших мировых оркестров. Произведения
величайшего финского симфониста прозвучат под управлением дирижёров
Валерия Гергиева, Джанандреа Нозеды, Пааво Ярви.
а теперь пара моих "копеек" :)
" Конечно, это связано и с тем, что Николай Андреевич ушел от нас сто лет назад, его наследие -- это последняя перевернутая страница блестящей книги становления русской музыки. "
ну конечно же, Валерий Абиссалович, таких композиторов с исконно русской музыкой, как Рахманинов и Глазунов уже после перевернутой страницы русской музыки и не могло быть!
" Ведь фестиваль, как мне кажется, -- это всегда представление какого-то количества необычных событий, помимо таких как «Тоска» с Гулегиной или «Пиковая дама» с Галузиным». "
о, господи, у нас уже таковые спектакли считаются чем-то необычным... в других (нероссийских) театрах это обычное дело, а туут! а, ну-ка, все быстренько сорвались и бегом покупать билеты на такие ну просто из ряда вон выходящие спектакли!
:)))
я не пойму этого антипрофессионального настроя театра. Такие спектакли должны стать его основой, большей частью афиши. Ведь речь-то идет об избранных театрах! Ну кто ли не согласится, что Мариинка и Большой - два избранных российских оперных театра? ;)
" Будут исполнены на фестивале и спектакли, созданные Юрием Темиркановым, принадлежащие его эпохе в истории театра: «Пиковая дама» и «Евгений Онегин». "
вот за это спасибо! многие современные театральные поклонники наверняка отнесут эти спектакли к рухляди... этого не надо скрывать, так и есть - это почва для людей, ставящих сейчас оперные спектакли, которым другие дают премии. Пусть так. И пусть "рухлядь" ею остаётся. Время покажет. Но лично мне с большим удовольствием хочется увидеть своими глазами эти "рухляди", потому что при должной работе труппы может быть и ярые приверженцы "современной режиссуры" ..хотя бы частично.. заберут свои слова обратно ...