Пиковая дама ( Геликон, 27 марта )

Mar 28, 2008 09:38

В Большом вчера была "Тоска". Но разговор не о ней :) А о странной бертмановской "Пиковой" из Геликона. Почему странной? Судите сами: действие абсолютно ВСЕЙ оперы происходит в одном и том же карточном доме (за одним карточным столом овальной формы - никакую новомодную постановку другой оперы П.И.Чайковского не напоминает? ;) ), как таковой Полины нет - за нее поёт Графиня, единственный антракт идет после хора "Радостно мне" в начале третьей картины, Томский поёт "Графиня много лет назад в Париже красавицей был" прямо при всех - и Графиня сама это слышит и реагирует, Графиня сама испытывает платоническое чувство к Герману и из-за этого она строит козни Лизе, последняя картина вообще проходится Германом в одиночестве (только лишь изредка, чтобы спеть пару слов из тени выходил Елецкий)... Теперь Вы понимаете, наверное, что после ТАКОГО эксперимента с Чайковским очень хотелось пойти на Основную сцену и посмотреть баратовский спектакль... Если бы только это было возможно...

Может быть единственное, что я расшифровал, это то, что Герман здесь не стреляется. Он просто уходит в тень. Как перед этим уходили сначала Томский, потом Елецкий, затем Графиня и, наконец, сама Лиза. я так понял, что этим Бертман хотел показать, что к людям Герман постепенно теряет интерес и для него они "уходят в тень" (тут они это прямо в открытую уходят в тень:) ): сначала Герман теряет интерес к друзьям (когда узнаёт, что Земфира не верна Лиза другому сердце отдала), затем теряет интерес к врагам (когда понимает, что может узнать три карты), затем теряет интерес к страсти (которую изображает Графиня - она весь спектакль выставляет свои ножки, а, когда приходит к ней Герман, она его ими обхватывает и он поёт текст ("я не стану Вам вредить"), упершись, простите, ей в грудь!), и, наконец, теряет интерес к любви (в тень уходит Лиза). В самом конце Герман остается сначала один и играет свою последнюю карточную партию - ему кажутся потусторонние голоса (Елецкого) - партию он проигрывает и "сознание Германа окончательно помутнилось" - он сам для себя "ушел в тень"...

При этом всё действие происходит на глазах всех действующих лиц, пока они на сцене: рассказ Томского "про Версаль" слышат все участники, при объяснении ночи Лизы присутствуют опять же все, кроме уже ушедшего Томского. Но Лиза поёт "Вокруг всё тихо спит". Как же тут быть, ведь вот прямо тут все и сидят ?!! Сидят-то сидят, но... спя :))))) Представьте, сидят за игральным столом Графиня, Елецкий, Герман и все трое спят :) а между ними ходит Лиза и объясняется. МДААА... :) Но это еще что, вот когда совершенно еще не старой исполнительнице партии Графини заявляется "Вы стары, жить не долго Вам" ! Или. Стоит Елецкий "за сценой" и поёт "Мне. Мечите Чекалинский". Ну КАКОЙ, простите, ЧЕКАЛИНСКИЙ ??? Если даже такого персонажа нет!! Вобщем, несоответствий полно!

Ну хватит о Бермане и его "творении". Мне больше понравилась вокальная сторона спектакля. Потому что все артисты пели!! это не всегда встретишь даже на "Пиковой" в Большом... Германа пел Вадим Заплечный, который успел еще спеть Германа на Основной сцене в баратовском спектакле (кстати, вместе с Евгенией Станиславовной Сегенюк :) ). Мне его пение понравилось более, нежели тройка тех, кто сейчас поёт Германа в Большом. У Заплечного, по моим критериям, был один большой плюс: он старался вести мелодическую линию! Если наши молодцы пинают по-всякому свою партию ("пинают" - поют будто выстреливают, акцент практически на каждом скачке в мелодии), то Заплечный всё же выдаёт пение. НО ВЕДЬ ИМЕННО ТАК (не выстреливая!) ПЕЛИ ВСЕ БОЛЬШИЕ ВОКАЛИСТЫ!!!! И именно такое пение приятнее всего слушать! Вобщем, хотя бы по этому вокальную сторону спектакля я считаю удачной. Загоринскую со своеобразным тембром (проскакивает белёсый звук) и мимикой (как она глазами выделывала!) тоже впрочем можно считать успешной - мелодия была и этого нельзя скрывать :) Молодцы и остальные исполнители: Костюк-Графиня, Тарасов-Елецкий, Топтыгин-Томский. У всех них было пение и интонация!! а это дорогого стоит. Совершенно обаятельная получилась пастораль. Колоратурная девушка Анастасия Белукова очень приятно и точно поёт, не отставала и исполнившая первый раз партию Миловзора Мария Масхулия. Вообще, пастораль по логике вещей Бертман должен был выкинуть, как и много остального текста в опере. Но, видимо, ради дани традиции пастораль осталась. В результате, выходя из театра, я напевал для себя именно пастораль!! стоит задуматься...

Стоит задуматься, наверное, и об оркестровой части спектакля. Дирижировал снова Понькин. На этот раз оркестр был более слаженным, нежели в прошлом моём посещении Геликона. Но с темпами снова беда: большинство музыки слишком затянуто, так что, например, Томский пока допел "Ты стал другой какой-то..", я уж и забыл, с чего он начинал :) полной энергетики опять же не получилось выдать из-за затянутого темпа в первой картине. А звук вчера был такой бедный в этом зале, что оставалось чувство жалости :( артисты ведь ПОЮТ, а зал для этого не очень-то и подходящий...

Да возродится и здравствует баратовский спектакль !

ponkin, toptygin, gelikon, tchaikovsky, opera, tarasov, zaplechny, bertman, zagorinskaya, kostyuk, pikovaya-dama

Previous post Next post
Up