Баян - всему голова!

Mar 20, 2007 00:41

сегодня был на передаче радио "Культура" из серии "Музыкальные редкости". Основа передачи - баянная музыка. Сейчас попробую вспомнить, что звучало:
1. Софья Губайдуллина "De Profundis" (отрывок)
2. Александр Николаевич Холминов "Осенний вечер" (интермеццо на тему из музыки к кинофильму "Председатель")
3. Дмитрий Захаров "а что не помню :)"
4. Вячеслав Золотарёв "ой, не помню :( "
5. Паницкий "Фантазия на две РНП"
6. Лондонов "Скерцо-фантазия"
7. Лист "Венгерская рапсодия №11" (переложение для баяна Ф.Липса)
8. ?
9. Чайковский. "Времена года". №7 ("Баркарола") (переложение для баяна, наверное, Ф.Липса)
10. Чайковский. "Времена года". №11 ("На тройке") (переложение для баяна, наверное, Ф.Липса)
11. Шуберт. Музыкальный момент f-moll (наверное, опять Липс переложил)
12. Штраус. Полька-pizzicato.
13. Штраус. Полька трик-трак.

вобщем-то, запись проходила в 5й студии на М.Никитской. сегодня сводил туда своего соседа. Он сразу же услышал плохое качество техники. И он прав! конечно, не шик. Однако, турникеты на входе (тоже ему показалось странным - а я уже с БТ привык, поэтому не вызвало эмоций :) ). Зал тоже понравился. И акустика хорошая :) А на входе нам зачем-то дали каждому по бумажке с надписью "Приглашение". На память, наверное :)

А на программе был САМ Александр Николаевич ХОЛМИНОВ. Ему 72 года. Но он говорит и ходит. Вобщем, держится. Поблагодарил Липса и радио за то, что большая аудитория - аудитория радиослушателей - могут послушать его сочинение.

Были интересные вопросы от ведущих (Варгафтик и Сергей Сидоренко). Мне понравился вопрос про то, где НЕ надо применять баян :) какую музыкальную литературу играть не надо. Липс ответил, что ту, где много педали (в фортепианном смысле). Попробовал сыграть начало "Лунной" сонаты Бетховена и получилась ... шарманка :) Кстати, сыгранная "Баркаролла" из "Времён года" Чайковского на мой взгляд прозвучала в минорных частях тоже не так, как ... приятно :) всё-таки с замиранием каждого звука "Баркарола" привычнее :)

ах, да. кто играл. Номер один - Фридрих Робертович ЛИПС. Очень известный баянист. я его сам видел его на "Кубке Севера". Это такой международный конкурс исполнителей на народных инструментах, который проходит у нас в муз.училище в Череповце. Приезжайте в гости на конкурс! Так вот, он там председатель жюри по секции "баян-аккордеон". Ходит слух, что его студенты и аспиранты на этом конкурсе получают баллы выше и только за игру... Что интересно, его же аспирант получил премию имени Липса на конкурсе в Челябинске :))
Но играл Липс отменно! Мне особо понравился его рикошет (это такой приём игры) в польке трик-трак Штрауса. Очень уместно и прекрасно слушается. Ещё понравилось начало "De Profundis". Там несколько аккордов в низком регистре. Так вот эти аккорды создают какое-то ощущение неспокойности, при этом не издав не единого "понимаемо-высотного" слуха. Но ещё и интересно то, что звук этот будто был равномерно растворён по всей студии и никакого ощущения центра, из которого идёт звук, не было! это было здорово!
Играли двое его учеников - Мария Власова (аккордеон) и Семен Шмельков (баян). Ну девушка в Чайковском помазала... И ведь чем известнее музыку играешь, тем страшнее ошибиться - ошибка сразу будет всеми слышна! Это я чуть-чуть описываю себя на месте исполнителей, как бывший принадлежавший к их цеху.
Ещё немножко про цех. Как только мы сели в зале и я увидел Липса, беззвучано прокручивающего над клавиатурой пассажи, мне стало в первый раз страшно. Потому что каждый выход на сцену (для меня) это был прыжок над бездной - перепрыгну или нет ... ошибусь где-нибудь или нет ... неприятное чувство. мда. Вот будто меня сейчас ожидает игра перед ПУБЛИКОЙ... что после неё я ещё не знаю, что во время самой игры несколько представляю, однако ... однако всё возможно :)

Про инструменты. Ещё до начала передачи пытался разглядеть, что за инструмент у Липса. И так и не разглядел название (если оно было). А потом, когда он отвечал на вопросы ведущих, сидя со своим инструментом на ноге, я увидел, что меха его баяна ДЫРЯВЫЕ !!! потому как стали сами по себе раскрываться! Хорошие меха не раскрываются. Чем меха хуже, тем быстрее они раскрываются. И тут я подумал, что это личный "боевой", так сказать, инструмент Липса, сделанный специально для него на заказ (поэтому-то и названия на нём нет). И только на этом инструменте он и играет.
У Марии аккордеон был похож на баян Липса. видимо, у того же мастера делала. А вот у Семёна самый обычный "Юпитер". Но "обычный" - не значит плохой! "Юпитер" - самая дорогая выпускаемая сейчас марка баянов.

немного баянной музыки в приемлемом качестве можно послушать с сайта russiandvd.com. Например, тут: http://www.russiandvd.com/store/product.asp?sku=32283&genreid= . Кстати, там и небольшое фото Липса с баяном есть ;) (там есть "De Profundis" (как он там издаёт некоторые звуки - для меня осталось загадкой!), "Картинки с выставки", переложенные для баяна)

жалко, что не сподобился записать эту передачу из Интернета, например. а вдруг кто-нибудь это сделал? отзовитесь - буду очень признателен :)

bayan, lips, cultradio

Previous post Next post
Up