Лукьяненко превзошел сам себя (и в целом о литературе)

Aug 06, 2009 18:21

Сергей Лукьяненко, мастер социальной и приключенческой фантастики, наконец то создал что-то удобоваримое в жанре фэнтези. Речь идет о новом романе «Недотепа», который является образцом добротного «пратчеттовского» фэнтези. Приятно видеть, что автор ранга «живого классика» все еще способен к развитию и совершенствованию.

Прогресс особенно заметен, если провести сравнение с ранним совместным продуктом Лукьяненко и Перумова - книгой «Не время для драконов».

1) Налицо отказ от занудного толкиеновского пафоса - к мягкой иронии Пратчетта. Многочисленные продолжатели Толкиена не понимают, что ему, как первопроходцу, пафос и занудство простительны, а вот с их стороны подражание самым слабым свойствам толкиеновских текстов - заведомый тупик. Даже Пратчетт по-настоящему выдавил из себя Толкиена только ближе к середине своего знаменитого цикла (редкий случай, когда качество многотомного «сериала» улучшается, а не ухудшается от книги к книге).

2) Автору надоело наслаждаться магией как таковой и ориентироваться на наивного читателя, которому в кайф само по себе описание «чего то магического». Магия теперь подается отстраненно, иронично. Более того, тут нас ждет даже забавное ноу хау: автор, видимо, детально изучив тему НЛП, изобрел оригинальный взгляд на то, чем вообще является магическое заклинание и как оно выглядит.

3) Лукьяненко научился обращаться с текстом более вольно и игриво. Там и сям разбросана пресловутая «интертекстуальность», ироничные отсылки к другим текстам, выполненные иногда слишком прямолинейно, в расчете на подростков, но не без остроумия. Кто-то из поклонников "прежнего Лукьяненко", без сомнения, назовет это деградацией автора и впадением в «постмодернистскую ересь». А с моей точки зрения - это заметный прогресс. Это уже Литература, а не «чтиво».

4) Лукьяненко (как автор) наконец-то покончил с подростковой эротикой. Грамотные маркетологи, видимо, объяснили автору, что портить свои книги в расчете на озабоченных подростков нет смысла, потому что жадные дети их все равно не покупают, а бесплатно скачивают в интернете. Сюжет «Недотепы» изобилует удобными поводами, где известная склонность автора могла бы разыграться во всей красе. Но на этот раз он все же сумел удержаться. Респект. Вообще, в фантастике, как в «мужском жанре», эротика допустима только в ироническом ключе, как «прикол». Женскую серьезность в этой теме нужно оставить розовым романам.

На всякий случай поясняю, что эта оценка дана не с позиции «патентованного литературоведа», а с позиции простого читателя.

Для справки, из ныне живущих российских фантастов к числу читабельных и интересных я отношу следующих авторов (по нисходящей):

1) Галковский (социальная фантастика, - жаль, что автор не плодовит)
2) Пелевин (социальная фантастика)
3) Березин (социально-стратегическая фантастика)
4) Громов (социальная фантастика)
5) Лукьяненко (социальная приключенческая фантастика, кроме «дозоров»)
6) Владимир Васильев (космоопера, но не фэнтези)
7) Борис Иванов (псевдо-социальная приключенческая фантастика)
8) Владимир Ильин (социальная фантастика)
9) Зоричи (социальная фантастика в разрезе космооперы)
10) Авраменко (космоопера)
11) Каганов (ирония)

При этом Лукьяненко как новый автор фэнтези (Недотепа) - на месте №1.

Личный рейтинг зарубежных фантастов конца XX - начала XXI вв. таков:

1) Лем
2) Адамс
3) Шекли
4) Чарльз Стросс (социальная фантастика)
5) Брюс Стерлинг (стимпанк, но не киберпанк)
6) Питер Гамильтон (космоопера, но не путать с более известным Эдмондом Гамильтоном)
7) Йен Бэнкс (социальная фантастика в разрезе космооперы)
8) Пол Андерсон (приключения)
9) Джеймс Уайт (социальная фантастика)

В жанре фэнтези - только Пратчетт

Если кому-то вдруг интересно узнать мое пристрастное мнение об одном из этих авторов (кроме Пелевина и Галковского) - пишите, как-нибудь набросаю заметку, не пройдет и года.

Люди могут задать вопрос, памятуя, что в прошлом я иногда печатался в солидных литературоведческих журналах: «А где же серьезная, настоящая литература?» Ответ прост: «она утонула». За рамками фантастики русская литература - как актуальное искусство писать для читателей - сегодня не существует. Так же, как не существует и «русская интеллигенция» в качестве социально-активного класса. Есть только нишевое «чтиво», либо нечитабельные попытки «изобразить нечто» на пустом месте. Исключением является только литература о природе и литературная публицистика авторов «старой закалки» (Онегов, деревенщики, шестидесятники)

фантастика, Лукьяненко, книги

Previous post Next post
Up