Самое сильное место у Марка Аврелия

Feb 25, 2009 02:33

Молитва афинян: «Пролейся, пролейся дождем благодатный Зевс над пашнями и полями афинскими». Или вообще не следует молиться, или молиться с такой простотой и благородством.Почему философ здесь говорит именно о «благородстве»? Видимо потому, что афиняне в этой молитве не просят у Бога никаких даров - ни манны небесной, ни хлеба насущного. - «Ты ( Read more... )

религия

Leave a comment

Comments 4

rutopist February 25 2009, 21:18:21 UTC
Все-таки эллинские монархии до Александра не носили имперского характера.
Их уместнее сопоставлять с древнерусскими княжествами.
Только вот московское княжество, получив ордынский ярлык, объявило себя "царством"...

Reply

kornev February 28 2009, 14:07:37 UTC
Конечно, эллинский "басилей" - это именно "князь" или "конунг". Однако же впоследствии слово стало употребляться для обозначения эллинистических царей и даже византийких императоров ("василевс"). Русское слово "царь" проделало противоположную эволюцию: изначально это Цезарь, т.е. "император", но впоследствии титул девальвировался до ранга "король", так что Петру потребовалось еще раз утверждать старые претензии, приняв титул "император". А к 19-20 веку слово еще более "снизилось" и превратилось в нарицательное (пример: "африканский царек" и т.п.). Это уже далеко не "император", а просто "патриархальный монарх". Т.е. очень близко к архаическому античному басилею, рексу, средневековому конунгу или королю. В гимне, кстати, "Царь" - это не "император", а "царь-батюшка", или "король" в мистическом средневековом смысле.

Reply

rutopist February 28 2009, 15:49:27 UTC
Ну, я как новгородский республиканец, далек от поисков "правильного царя"... =)

Reply


aldanov March 14 2009, 01:19:54 UTC
Самое сильное место у Марка Аврелия - это, оказывается, "Боже царя храни".
Ладно, на этом чтение журнала прерываю.

Reply


Leave a comment

Up