Вот и подходим плавно к теме «А Церковь то в эволюцию не верит!». Как вообще человеку разумному совместить свое православие с тем фактом, что многие люди в Евангелии черным по белому прочитывают следующее: «Горе вам, дарвинисты и фарисеи!» «А кто верит в эволюцию - лучше вам самим руки на себя наложить!» «Блаженны верующие в шестидневный креационизм, ибо все грехи вам простятся, включая глупость!» «Ибо проще Чубайсу сесть одесную Господа, чем эволюционисту пройти в рай».
А между тем,
католики c эволюцией не воюют и пытаются совместить науку с Писанием и Преданием. И в литературе первых веков, если покопаться, мы найдем немало отсылок в этом направлении. Вот, например, как смотрел на этот вопрос Св. Августин.
Не буду обременять читателей анализом самого Августина (все равно буквалисты могут посетовать на узость моего кругозора, произвольность толкования, вырванность из контекста и т.п.), положусь на интерпетацию Августина весьма авторитетным экспертом - религиозным философом
Этьеном Жильсоном («Философия в Средние века»). Он контекст видит правильно. (Жирным шрифтом выделил я).
«В высшей степени неизменный Бог, безусловно, не развертывал свое творческое деяние во времени. …Одномоментно, без всякой последовательности во времени Он дал бытие всей полноте того, что было когда-то, что есть сейчас и что будет в дальнейшем. Рассказ о творении в течение шести дней следует понимать аллегорически, ибо Бог все создал в один момент и, сохраняя сотворенное, Он более не творит. Все существа, которые появились и появятся впоследствии, были произведены в самом начале, причем в материи, но в виде зародышей (rationes seminales), которые должны были в прошлом или должны будут в будущем развиться согласно порядку и законам, предусмотренным Самим Богом. Человек не является исключением из этого правила, кроме того, что касается души. Плоть всех будущих людей, Адам и Ева с самого начала обладали своим материальным выражением- невидимо, каузально, как все будущие существа, которые еще не появились на свет. Таким образом, Августин понимает историю мира как непрерывное развитие или, если угодно, как эволюцию, однако полностью противоположную творческой эволюции. Как индивиды, так и виды существовали с самого начала. Мир Августина развертывается, скорее, во времени, и время развертывается вместе с ним как огромная чудесная поэма, каждая часть, каждая фраза и каждое слово которой встают на свои места, остаются там и уходят при появлении следующей (следующего) точно в тот момент, который определил им гений поэта с целью достижения задуманного общего эффекта».
Итак, по мнению Св. Августина, Бог не «лепил» живые существа по-отдельности, «руками», день за днем, выпуская их в природу. Нет, он сразу дал миру некий Порядок и Закон, запустил механизм причинности, сценарий, в ходе развертывания которого виды живых существ естественным порядком выходили на свет Божий, а потом - уходили со сцены. И все это получилось очень красиво и зрелищно: вот рыба выползает из воды, вот динозавры с птеродактилями, вот на смену им выходят гигантские птицы и мастодонты, а вот - приходит гомо сапиенс.
Оказывается, что у
радикальных («буквальных» или «младоземельных») креационистов буквально нет никакой почвы под ногами. Священное Писание с эволюцией при желании вполне совместимо. Если христианин отрицает эволюцию и
теистический креационизм, то не из-за веры, не из-за Бога, а из-за личного каприза. Лень ему в школе учиться, хочет посветиться
в ходе надуманного судебного процесса. Добрый пастырь, вместо того, чтобы подначивать ребенка, выпорол бы его самолично. И неразумных родителей - заодно.
Но у пастыря - мирская мотивация. Еще один повод пробраться в школу, «чтобы обеспечить альтернативу однобокому преподаванию эволюции». Только хорошо ли это - намеренно оглуплять православие и превращать его в религию для тупиц? «Обезьянья проблематика» - это один из способов высмеивания православия и отталкивания от него образованных людей.
А самое плохое здесь - злобное богохульство и отрицание Красоты Божьего Замысла. Ибо эволюция КРАСИВА, и это наиглавнейший аргумент в ее пользу. Бог не горшечник, который руками лепил существ из глины, не мясник, не пекарь. Бог - гениальный стратег и математик. Написал в начале времен парочку уравнений, установил Закон, и на миллиарды лет вперед вписал в мироздание сценарий развития. Настолько мощный сценарий, что его реализация обеспечивалась такой простейшей процедурой, как метание игральных костей.
Ведь что такое эволюция по Дарвину, если не усложнять, не вдаваться в современную коррекцию
СТЭ? Метнули кости - выбрали лучшее. Снова метнули кости - снова выбрали лучшее. Но универсум Богом был заранее устроен так, что даже путем «тупого перебора» удалось из грязи и слизи получить бесконечно разнообразное, невероятно сложное и прекрасное царство Живой Природы. В такого мудрого Бога может поверить любой, даже самый заумный человек.
Ну ничего, в России все идет путем метаний и перегибов. Дарвина еще канонизируют и включат его доктрину в «Закон Божий». А что?
Борода - на месте, жизнь - вполне благопристойная, да еще и отмеченная страданиями ради науки.