(Начало здесь) Есть все-таки логика в том, что в эволюционном состязании победили существа, ориентированные на любовь,
груминг, гипертрофированную заботу о потомстве, а не на голое хищничество. Разумная мысль проклюнулась через Любовь, а не через Войну. «Make love, not war». Как это ни странно, но экстраординарное развитие мозга млекопитающих и всяческие тактильные «радости любви» находятся в прямой связи. Существо, добредшее до Разума, предварительно должно было стать «мягким и пушистым», приятным для поглаживания, а не закованным в панцирь уродцем с клешнями. Организм, приспособленный к «обнимашкам» и воркующим «уси-пуси», - это не зигзаг эволюции, а нечто, принадлежащее к самой сути Разума.
Вот что об этом пишет С.В. Савельев (
«Происхождение мозга»):
«Самым глобальным изменениям подверглась соматическая чувствительность. Она еще никогда в истории позвоночных не достигала такого развития, как у млекопитающих. Из диффузного механорецептора и рецептора болевых ощущений возник распределенный орган чувств с широким диапазоном чувствительности и значительным представительством в коре полушарий переднего мозга».
«Покровы млекопитающих приобрели удивительный набор механорецепторов различных типов. Они специализированы для восприятия различных видов вибраций, давления, прикосновения, нагревания и охлаждения».
«Кожа млекопитающих невероятно специализирована, имеет волосяной покров, сальные и потовые железы, богата свободными нервными окончаниями и совершенными рецепторами тепла, холода, вибрации и давления. Такого обширного набора специальных приспособлений в коже других позвоночных нет. …особое развитие получила механорецепция, позволяющая осуществлять пространственное и временное различение сигналов».
«Наряду с периферическими рецепторами у млекопитающих сформировалось развитое мозговое представительство соматической чувствительности. Соматическое представительство в коре и мозжечке столь велико, что может соперничать по размерам с моторными центрами и зрением».
«Именно соматическая чувствительноcть и моторная система представлены обширными полями в неокортексе лиссэнцефальных млекопитающих. По-видимому, необходимость коркового контроля за этими двумя системами стала одной из основных причин эволюции переднего мозга».
Какой отсюда можно сделать вывод? Не случайным является гипертрофированное развитие разума у существ, чей организм в максимальной степени приспособлен для получения сексуального наслаждения (гиперчувствительная кожа, обработкой ощущений которой занимается значительная часть мозга). Важнейшим стимулом для роста мозга стало превращение всей поверхности тела животного в единый орган чувств, позволяющий воспринимать множество различных ощущений. Причем возможности этого органа изначально использовались не только в «боевой обстановке», но и для налаживания отношений между особями в семье или в стае. Тактильный опыт млекопитающих стал важным фактором для укрепления семейных отношений, как между партнерами, так и между родителями и детьми.
Прослеживается тенденция. Высшие отделы мозга стали развиваться на базе центров, заведовавших отношениями полов, семейной жизнью. Причем развивались они так, что еще больше усложнили и обогатили эти отношения. Любовь как основа для развития Разума - это не отклонение, а нечто вполне естественное.
С философской точки зрения это тоже понятно. Что такое Разум по своей функции? Это, прежде всего, предвидение будущего, забота о будущем. А в какой форме забота о будущем может проявиться у животного? Правильно: в заботе о собственном потомстве. В том, чтобы оно появилось от самого лучшего партнера, которого нужно найти и отстоять в конкуренции с другими претендентами. В том, чтобы вырастить это потомство до состояния зрелости. То есть, именно в ходе репродуктивного поведения животное больше всего нуждается в помощи разума. Именно здесь он и должен был «отрасти». Именно те животные, которые в максимальной степени «вложились» в развитие и усложнение репродуктивного поведения, в семейную любовь, достигли разумности.
Возвращаясь к «Первородному греху», делаем вывод, что греховность - не в «любовном уклоне» мышления. Православные так и считают, что в первородном грехе главное - гордыня перед лицом Господа. А гордыня, по сути, есть не что иное, как отрицание любви. Бог к человеку со всей любовью, а тот ему: «Я вот сейчас разберусь с Добром и Злом, и буду тебя, борода, трактовать по Науке».
«Греховность мышления» - в недостатке любви. Логика разборок в песочнице гораздо ближе к сути «Первородного греха», чем «серьезные» онтологические построения. Вместо того чтобы приласкаться к Богу и получить у него желаемое с помощью «волшебного слова», человек сам полез в кладовку за вареньем. И Бог обиделся вовсе не потому, что ему было жалко варенья. Его обидело недоверие человека, неверие человека в силу божественной любви. «Раз не веришь, что я тебя люблю настолько, что готов подарить что угодно, то иди и добывай себе пропитание в поте лица». К времени Христа обида Бога улеглась, и он, по сути, сказал человеку, как любимой плюшевой игрушке: «Все равно тебя не брошу, потому что ты хороший».
Грех гордыни в переводе на человеческий язык - это неверие в искренность любви Бога к человеку, подозрение, что у Бога за этой любовью скрывается корысть, презрение, самолюбование. Отказаться от греха гордыни - это значит разрешить Богу себя любить.
«Отрицание любви» - это не только грех перед Богом, но и преступление перед Разумом. Понятно, что если разумное мышление порождено любовью, то отказ от нее будет сковывать и подавлять мысль. Интересно, что максимального развития способностей Разума человечество достигло именно тогда, когда пришло к сложной и дифференцированной религии любви, как наиболее гармоничной Разуму. Далеко не случайно, что именно те общества, которые додумались до религии любви, т.е. приняли христианство, стали доминировать на планете, развили науку и технологию. Разум почувствовал себя у них «в своей тарелке».
Отсюда можно сделать и оптимистический вывод относительно инопланетян. С большой вероятностью из летающих тарелок вылезут не осьминоги и ракоскорпионы, а любвеобильные плюшевые мишки, проповедующие Евангелие.