Я заметил, что позицию неучастия в конституционном референдуме многие охарактеризовали как «бойкот». И как таковой она, естественно, была заведомо провальной, поскольку приписки позволяют легко изменить не только результат голосования, но и саму явку. Однако «бойкот», как некое публичное действие, был мотивом лишь очень малой части проигнорировавших это голосование. Для большинства главным мотивом неучастия была позиция более фундаментальная и более отстраненная, чем «бойкот».
Главная причина неучастия - это понимание абсолютной бессмысленности реагирования на предложенную властями дилемму, поскольку никакие действия граждан в этом «диалоге» на реальность не повлияют. (1)
На соблюдение конституции верхушке наплевать, какой бы она ни была. (2)
Голосование (с массой «новшеств») было устроено так, чтобы увеличить возможности подтасовок. (3) И сам вопрос референдума был сформулирован в максимально издевательском ключе, когда «в один мешок» были сброшены пункты, по которым у гражданина могло быть разное мнение. (Среди изменений, конечно, много взаимосвязанных пунктов, но далеко не все, и при минимальном уважении к разуму граждан было бы не трудно разбить поправки на несколько отдельных вопросов, тем более, что в агитационных материалах такое разбиение по темам проводилось).
Смысл неучастия был не в том, чтобы на что-то повлиять, состроив кислую рожу, выказав свое публичное недовольство, а в том, чтобы не срамиться в своих собственных глазах, участвуя в унизительном фарсе. Это не «бойкот», а безразличие, желание сэкономить энергию и сохранить достоинство. Человек, который проходит мимо лотка наперсточников, их не «бойкотирует», а просто игнорирует. И, разумеется, тот факт, что явка была накручена (или правда оказалась большой), никаким «проигрышем» для таких людей не является.
Еще раз подчеркну: у большинства людей неучастие в референдуме объяснялось не желанием «повлиять бойкотом на политику», а трезвым пониманием общей ситуации и того реального места, которое занимает маленький человек в большой политике РФ. Это голосование имело ровно такой же смысл, как модные ныне в Америке коленопреклонения. Тот, кто колена не преклонил, выиграл уже самим фактом неучастия. Говорить о том, что «игноранты проиграли, поскольку явка высока и бойкота не состоялось», это все равно, что говорить «не вставшие на колени проиграли, потому что на коленях - большинство». (Хотел было привести более обсценный пример на ту же тему, но решил остаться в рамках).
Из сказанного не следует, что «нужно вообще забить на государство и уходить во внутреннюю эмиграцию». На большую политику повлиять нельзя, но на маленькую - можно. Во многих местах местные выборы еще имеют какой-то реальный смысл (
кстати, рекомендую заметку честного члена избирательной комиссии). Конечно, у местных властей мало полномочий и еще меньше ресурсов, но это хоть что-то.
Также через государство можно кое-что улучшить по мелочам, если писать жалобы по начальству. Просто нужно уметь формулировать эти челобитные правильным образом и направлять их в правильные инстанции (чтобы жалобщику самому не попасть под раздачу, что нередко случается). Таким путем даже в СССР можно было кое-чего добиться. А в наше время с этим стало проще, сбор жалоб по мелким поводам (типа проблем городского благоустройства) идет на порталах властей различного уровня, и власти на это обычно реагируют, желая улучшить эффективность управления.
Почему жалобы населения работают даже в условиях тоталитарной власти? Во-первых, это лишний повод для высшего начальства «прикопаться» к низшему начальству, что оно очень любит. Во-вторых, на всех уровнях власти идет постоянная грызня за сладкие куски и теплые места, поэтому «косяки» в ведомстве конкретного начальника, подтверждаемые жалобами населения, могут стать дополнительной гирькой на весах в локальной «игре престолов». Все-таки государство еще не совсем отгородилось от населения, и этим нужно пользоваться, по принципу «с паршивой овцы хоть шерсти клок».