Космический туризм и призрак «Мирового Правительства»

Dec 03, 2019 11:01

Нередко приходится слышать мнение о том, что пилотируемая космонавтика - это тупиковый путь. В космосе все нужное можно сделать с помощью роботизированных систем; это позволит экономить ресурсы и избегать затрат на решение массы проблем, связанных с неприспособленностью человеческого тела к внеземным условиям. Автоматы не дышат, не нуждаются в запасах пищи и воды, не вырабатывают фекалии, не деградируют из-за невесомости, могут десятилетиями или даже столетиями пребывать «в спячке», без ущерба для работоспособности. В то время как необходимость обеспечивать жизнедеятельность пилота автоматически увеличивает массу корабля в разы или даже на порядки величины, и, соответственно, во много раз уменьшает полезность на единицу массы. На первый взгляд, эти рационально-экономические аргументы непреодолимы.

Но если бы аргументы такого рода определяли направление развития технологий, то человечество избежало бы многих неоднозначных и затратных вещей, таких как разработка все более совершенных вооружений, гигантские яхты олигархов, массовая автомобилизация населения (вместо улучшения общественного транспорта) и т.п. А сэкономленные средства можно было бы отдать в пользу бедных, сирых и убогих. Рассуждение о ненужности пилотируемой космонавтики - это типичное рассуждение «в пользу бедных», исходящее из гипотетических интересов «всего человечества», в то время как решения принимаются узким кругом влиятельных людей, которые руководствуются собственными мотивами. Если эти люди вдруг захотят получить в свое распоряжение личные космические яхты и удаленные от Земли убежища (на обратной стороне Луны или в поясе астероидов), то они не будут спрашивать разрешения у «рационалистов» и «экономистов».

Прежде чем олигархи смогут позволить себе личные космические яхты, потребуется серьезный прогресс технологий, ключевых для пилотируемой космонавтики, в плане уменьшения себестоимости и повышения безопасности. Теоретически, под эту задачу можно «запрячь» какое-нибудь могучее высокоразвитое государство, например, США, ЕС, Китай или Японию. Но тогда и использование полученных технологий будет контролироваться государственным аппаратом и спецслужбами, что может устраивать только те кланы элиты, которые прочно оседлали и то, и другое. Остальные же богатые люди при таком раскладе вместо новой степени свободы получат лишь дополнительный инструмент зависимости от государства и спецслужб, что делает «побег в космос» бессмысленным. На обычной яхте вам, по крайней мере, не будут угрожать тем, что могут в любой момент дистанционно выпустить весь воздух из каюты. Кроме того, эффективность крупных государственных программ серьезно страдает от «распилов» и «откатов», и, несмотря на колоссальные затраты, результата можно не дождаться в обозримое время. В последние десятилетия мода на коррупцию неприличных масштабов пришла и в западные страны, ярким примером чему является бесконечное и все более удорожаемое строительство аэропорта Берлин-Бранденбург в Германии (см. об этом «Немецкий долгострой: аэропорт Вилли Брандта в Берлине»). И еще нужно как следует разобраться, с чем связана неудача по сокращению себестоимости космических запусков в рамках американской программы «Спейс Шаттл»: с объективными техническими трудностями, или с тем, что эта программа стала гигантской кормушкой для коррупционеров и связанных с ними корпораций.

С точки зрения интересов сверхбогатых людей «как класса», лучший выход - отдать развитие пилотируемой космонавтики на откуп частной инициативе, чтобы она развивалась как коммерческий проект в конкурентной обстановке. Стартовой услугой на этом рынке может стать космический туризм. Если платежеспособные желающие слетать на орбиту будут исчисляться сотнями, это сделает выгодным для компаний вкладываться в развитие технологий, уменьшающих себестоимость полетов. К моменту, когда услугой воспользуются сотни клиентов-миллиардеров, себестоимость полета упадет уже настолько, что позволит продавать билеты тысячам гекто-миллионеров, а потом и десяткам тысяч дека-миллионеров. Здесь уже начнется настоящая серийность производства, все технологии будут отшлифованы и оптимизированы, и тогда уже можно будет думать о производстве индивидуальных космических яхт.

На первый взгляд, главным препятствием для описанного сценария могла бы стать скаредность богатых людей и нежелание рисковать собственной жизнью. Но если речь идет о личных удовольствиях, а не о повышении зарплаты работникам, то скупость власть имущих обычно чудесным образом улетучивается. Требования безопасности также отнюдь не абсолютны, и экстремальные виды спорта - забава отнюдь не бедных людей. Космическим туристом не обязательно должен быть лично старенький дедушка-миллиардер, подключенный к медицинским трубкам. Он наверняка захочет подарить космический тур на день рождения своему внуку, или юной любовнице, чтобы та могла покрасоваться в Инстаграме. Дополнительный стимулирующий фактор для богатых - сама по себе дороговизна и эксклюзивность космического туризма, его недоступность подавляющему большинству смертных. Так что дело вполне может выгореть. Эти умозрительные рассуждения подкрепляются практикой: на эрзац-программу коротких суборбитальных полетов от Virgin Galactic люди выкупили уже 600 билетов, хотя проект еще далек от реализации. А за полноценный полет к МКС некоторых энтузиастов не отпугивала даже сумма в 20 миллионов долларов. Рынок у этой услуги есть, коммерческие перспективы вполне реальны. Возможные препятствия к развитию этой отрасли коренятся не в отсутствии спроса, а в чем-то другом.

А препятствия есть, и они серьезны. Дмитрий Пономарев недавно сделал обзор плачевной ситуации с развитием космического туризма. Если вкратце, то перед нами парадокс: сотни сверхбогатых людей, мультимиллионеров, буквально «голосуют мешками с валютой» в пользу развития этой отрасли, а выхлоп - не просто нулевой, но отрицательный. Если в 2001-2009 гг. наблюдались хотя бы единичные запуски туристов на орбиту, то затем - полный стопор. Ситуация, когда коммерчески успешная отрасль, с готовым рынком элитарных потребителей, не только не развивается, но сокращается, наводит на мысль о систематическом саботаже или о негласном запрете со стороны каких-то «высших сил». Проблема не в технологиях, и не в источнике инвестиций самом по себе, а в высокой политике, которая и блокирует приток инвестиций.

Речь ведь идет не о каких-то «лохах-терпилах-нищебродах», которые всю жизнь плывут по течению, и которым любой участковый - царь и бог. А о мультимиллионерах, у которых есть умение и привычка добиваться желаемого; у которых для достижения своих капризов есть средства, влияние и связи. Это люди, по большей части, активные и деятельные, склонные собираться в клубы и сети, привычные к лоббизму. Возникает вопрос: какой уровень влияния должна иметь сила, которая этих людей сумела «обломать» в масштабе всего мира более чем на десятилетие?

Поневоле приходит в голову мысль, что космический туризм прикрыли по решению «Мирового Правительства», никак не меньше. И опасения «Мирового Правительства», очевидно, связаны не с самим по себе космическим туризмом, а с перспективой значительного удешевления пилотируемых полетов в ходе развития этой отрасли. «Хозяев планеты» пугает то, что в будущем это выльется в частные (или клубные) космические яхты и космические убежища, расположенные вне зоны контроля земных спецслужб и прочих силовых ведомств «Правительства». Такая перспектива, видимо, ставит под угрозу сложившуюся в мире субординацию и всю систему управления подчиненными элитами.

Чтобы избежать обвинений в жонглировании мифическими сущностями, оговоримся, что «Мировое Правительство» для нас - это не конспирологическая гипотеза, а сугубо технический термин. Так мы будем называть лидеров самого верхнего и влиятельного элитарного клуба (или нескольких клубов, если пирамида «срезана»). Все знают, что человечество организовано иерархически, а элита склонна структурироваться в клубы и сети. Один или несколько таких клубов находятся выше других, их лидеров мы и будем условно называть «Мировым Правительством». Разумеется, таким образом определяемое «Мировое Правительство» на практике может оказаться пустышкой, если указанные лидеры не могут достичь согласия ни по одному ключевому вопросу. Но если, несмотря на конфликты и конкуренцию, хотя бы по некоторым темам верхушка проявляет солидарность, то в этих узко очерченных рамках «мировое правление» будет вполне реальным и ощутимым. Судя по возникшей непреодолимой стене, тема космического туризма относится именно к такой зоне солидарности.

Саботирование космического туризма - один из тех редких случаев, когда «Мировое Правительство» действует прямо и зримо, рискуя обнаружить перед публикой сам факт своего существования и своей дееспособности. Более того, своим страхом перед удешевлением пилотируемых полетов, «Мировое Правительство» раскрывает нечто важное о формате своей власти над прочими элитами. А именно, похоже, что важным аргументом в руках этой власти, «последним доводом королей», является «доступ к телу» подчиненных элит: угроза физических истязаний и убийства (в адрес самого субъекта либо его близких). Если раньше от спецслужб одной страны влиятельный диссидент мог укрыться в другой национальной юрисдикции, то в наше время это стало практически невозможным, о чем свидетельствует печальная судьба Джулиана Ассанджа. Возможность укрыться в Дальнем Космосе, которую, в перспективе, влечет за собой развитие пилотируемой космонавтики, даст новый шанс фронде подчиненных элит. Теоретически, конечно, можно выследить яхту беглеца даже в поясе астероидов и направить туда корабли-перехватчики, но поскольку путешествие займет много месяцев, то беглец за это время сможет улететь за сотни миллионов километров от исходной точки. Догнать и поймать кого-либо за пределами земной орбиты долгое время будет практически невозможной задачей.

Вплоть до полного освоения и заселения Солнечной системы, Дальний Космос будет играть роль «Дикого Запада» или казацкого «Дона», с которого «выдачи нет». При этом человек, укрывшийся в Дальнем Космосе, сохранит способность вести дела на Земле, дистанционно или через посредников. «Мировое Правительство» потеряет возможность запугивать лидеров элитарной фронды угрозой физической расправы над ними и их близкими. Значит, придется с ними договариваться, делиться властью и ресурсами. Это радикально изменит соотношение сил между «самым верхом» и подчиненными элитами. Ослабеет субординация, возрастет «шляхетская вольница». Упадет значение и влияние тех элитарных кланов, которые сегодня обеспечивают «Мировому Правительству» криминально-силовой ресурс, контролируют легальные и нелегальные спецслужбы. Вырастет значение более позитивных кланов, ориентированных на рост технологий. Другими словами, такая вроде бы невинная забава, как желание посмотреть на Землю с орбиты и запостить фотки в Инстаграм, в перспективе может привести к настоящей революции в мировой системе власти.

Понятно, что верхушка будет упираться до последнего и разными способами пресекать развитие пилотируемой космонавтики, и не только частной, но и государственной. Поскольку абсолютный контроль за распространением технологических секретов в нашем мире коррупции и шпионажа обеспечить невозможно, то «Мировому Правительству» проще полностью «прихлопнуть» эту тему и «отстреливать» желающих еще на дальних подступах. Сворачивание американской пилотируемой космонавтики и полный разгром российской программы строительства космических челноков, - события вполне закономерные. Возможно даже, что далеко не все катастрофы американских шаттлов были случайными. В этом смысле саботаж космического туризма пока идет «по божески», без зверств, на уровне «вразумляющих бесед» с потенциальными инвесторами. Когда этот барьер будет пройден, то можно ожидать и «загадочные» катастрофы, и взрывы на старте.

конспирология, футурология, космос

Previous post Next post
Up