Крушение государственной пропаганды накануне Большой Войны

Jul 24, 2018 10:00

Многие читатели раскритиковали мою гипотезу о «мобилизационном» значении повышения пенсионного возраста. Действительно, экономику и трудовые ресурсы нельзя рассматривать «сферически в вакууме» и забывать о том, что доверие к власти и психологический настрой граждан - не менее важные аспекты подготовки к Большой Войне. Учитывая особенности национальной психологии, более мудро было бы сначала предупредить о надвигающейся войне, а потом уже честно сказать: «Не хватает денег на пушки и танки, придется затянуть пояса». И большинство граждан это поняли бы и одобрили. Оборонческие инстинкты у русских традиционно сильны и закреплены естественным отбором во многих поколениях. Если же теперь, задним числом, включить оборонческое обоснование реформы, то рассерженные люди истолкуют все иначе: «Сначала захотели просто ограбить, а потом решили еще и войну развязать, чтобы оправдать свое воровство. Сволочи». Если мы действительно накануне Большой Войны, то за последний месяц произошло самое страшное, что только можно себе представить в такой момент, и о чем всегда мечтали враги России: случился «самострел», усилиями самой же власти подорвано доверие к правительству и полностью дискредитирована государственная машина пропаганды. В нормальном государстве всех, кто виновен в такой диверсии, уже давно тащили бы к расстрельной стене. Случись Война, кто же теперь будет звать нас на подвиги и внушать веру в Победу?

Желая любой ценой склонить население к принятию пенсионной реформы, Власть «бросила в топку» свой ценный ресурс: массу пропагандистов, которые ранее успешно сочетали лоялизм с патриотизмом и показным «народолюбием». «Потеряли девственность» даже многие убеленные сединами искусники, которые до этого десятилетиями умудрялись соединять безоговорочную поддержку Путина с непримиримой оппозицией к «либеральному блоку» в правительстве того же Путина. Многих заставили не просто защищать проект непопулярной реформы, но и откровенно врать, оскорблять разум аудитории и глумиться над ней. Те, кто заглядывал в телевизор в последние недели, могли заметить эти фантастические попытки убедить людей радоваться, что правительство «продляет им трудоспособный возраст». Многие практиковали «занимательную арифметику», когда добавка к пенсии (тем, кто доживет) в размере 1000 рублей в месяц подается как эквивалент отбираемому у каждого (усредненно) миллиону рублей. Предполагается, то люди не способны элементарно поделить и понять, что такая «сделка» отобьется примерно за 100 лет пребывания на пенсии. Люди, если им дать серьезную убедительную причину (а предварительно - реквизировать у олигархов яхты, ввести прогрессивную шкалу подоходного и пенсионного налогов, и т.п.), может быть, и простили бы правительству «раскулачивание на миллион», но вот этого глумления и обращения с ними как с дебилами никогда не простят агитаторам.

И вот представим теперь, что завтра - Большая Война, и что правительству придется принимать массу действительно жестких мер. Кто же будет успокаивать население? Лица, замазавшиеся в пенсионном глумлении, в которые людям хочется плевать? Правительству теперь надо полностью менять штат пропагандистов, сверху донизу, потому что нынешние уже самими своими мордами, даже не раскрывая рта, будут отжирать у него рейтинг. Как говорил великий Штирлиц, «это уже отработанный материал». В случае войны придется всю медийную обслугу, замазавшуюся в агитации за повышение пенсионного возраста, записать в штрафные роты, вооружить черенками от лопат и погнать на пулеметы противника. Или послать их разгребать радиоактивные завалы, или отвлекать ими «на живца» вражеские дроны, - никакой другой пользы от них государство уже не получит. Наградить их посмертно и задним числом доказать, что пенсионную реформу они защищали из патриотических соображений, - это было бы хорошим пиар-ходом. «Пали смертью храбрых сто тысяч политиков, журналистов и блогеров, ранее защищавших пенсионную реформу», - это годный патриотический заголовок.

Откуда брать замену этим языкастым товарищам? Советую правительству присмотреться к молодежи. Да вот, хотя бы создатели знаменитой рекламы «Азино 777». С точки зрения моральных качеств (их отсутствия) они ничем не уступают нынешним агитаторам, но при этом гораздо креативнее и свежее. Они демонстрируют тонкое понимание психологии аудитории, повзрослевшей в постсоветскую эпоху. Эти поколения, в массе, ощущают себя неудачниками (и мы понимаем, почему), и больше всего на свете мечтают «вступить в клуб победителей». Именно этот мотив обыгрывается в рекламе «Азино», особенно ярко - во втором ролике. Я знаю людей, которые в азартные игры не играют, но этот ролик всегда досматривают до конца, ибо он попадает «в самую точку» и греет им душу. Этот мотив («попадание в клуб победителей») легко можно адаптировать к нуждам военной пропаганды.

Кстати, ребята из «Азино», наверняка, хорошо себя проявят и на поприще социально-экономической публицистики, так что ими заодно можно заменить «экспертов ВШЭ». Они умеют поставить вопрос ребром («Але, братан, а где поднять бабла?»), неплохо разбираются в финансовой политике («Банкнот не хватает, парни на слотах катают»), владеют темами цифровой экономики («Заберу свое в биткойнах»). А кроме того, учат народ вежливости и хорошим манерам («Спасибо, мне пора»). Так что не стоит на ниве пропаганды держаться за унылых старперов, пора уже дать дорогу молодежи. А агитаторы-старперы пусть вместо телеэкрана доработают до своей пенсии в 63-65 лет на должностях мусорщиков и уборщиц.

P.S. Другие мои тексты на тему пенсионной реформы:

Пенсионная реформа как предмобилизация на пороге Большой Войны.

Как по молодым ударит повышение пенсионного возраста.

У пожилых отнимают не только пенсии, но и массу жизненно важных льгот.

Влияние пенсионной системы на рождаемость и здоровье нации.

Чемпионат на костях стариков.

пропаганда, война, пенсии

Previous post Next post
Up