Мусорные цветы (святочное философическое рассуждение)

Jan 06, 2018 15:32

При взгляде с достаточно высокого этажа, в первую секунду всё внизу выглядит замечательно: пестренькие цветочки разбросаны по зеленому ковру газона между детскими площадками. Если присмотреться получше, то оказывается, что это не цветы, а мусор, оставшийся на траве после таяния новогоднего снега. Кусочки конфетти, обертки, обрывки, фантики, - ленивые дворники еще не успели убрать. Возникает философский вопрос: а нужно ли присматриваться? Быть может, на многие вещи в этом мире лучше так и смотреть: с изрядного расстояния, не достигая их, не подходя ближе и тем более не применяя микроскоп. И тогда наш мир будет прекрасен хотя бы на горизонте.

Есть такая старинная постсоветская песня «Бутылка кефира, полбатона». Вот она именно об этом. Лирический герой смотрит на девчонок с балкона, но не спешит «спуститься с горочки», дабы не испортить свое «оранжевое настроение». «Достиженцы» станут обвинять его в пассивности, дауншифтинге, «не хочет ловить свое счастье» и т.п. На самом деле он просто мудр и выбрал для общения с реальностью самую правильную дистанцию - с десятого этажа и без очков. О мудрости дополнительно свидетельствуют кефир и батон вместо пива и чипсов.

Самый надежный способ разрушить магию вещи - овладеть ею. Тут неизбежно и слишком близкое расстояние, и применение микроскопа, а то и отвертки. А от некоторых «вещей» потом еще придется отбиваться, отбрыкиваться, обрубать им щупальца световым мечом. «Мусором» при слишком близком контакте может оказаться не только мусор, но и настоящий цветок.

На самом деле, мы, конечно, понимаем, что «мусорность» заключена в голове самого человека, а не в вещах. «Достижение» и «овладение» принижает ценность вещи. Насыщение, а затем и пресыщение могут полностью уничтожить очарование любого «цветка». В каком-то смысле, все на свете становится мусором при слишком близком контакте с нашим внутренним мусором. Мусор к мусору дает «критическую массу», и происходит мусорный взрыв. Осознание этого может радикально повлиять на стратегию человеческого существования.

Рассмотрим два крайних состояния: (1) «бомжа на помойке, который ни к чему не стремится» и (2) «человека, который всего достиг и все испытал, и все равно чего-то ищет, к чему-то стремится». На первый взгляд, они живут в разных мирах. Но почему стремящийся - продолжает стремиться, а не почивает на лаврах? Очевидно потому, что все, им уже достигнутое, для него потеряло прежнюю ценность и превратилось в «мусор». По аналогии с царем Мидасом, человека, который «перманентно стремится и всего достигает», можно назвать «царем Мусором». Вот на горизонте появляется нечто ценное, вот он этого достигает, быстро пресыщается «запретным плодом», «обгладывает» его и отбрасывает назад, в кучу трофеев. Каковая, на самом деле, для него лишь куча мусора, куча «огрызков реальности».

И чем же такой человек отличается от бомжа? Оба живут на куче мусора, только один - спокоен и самодостаточен, а другой - неудовлетворен, вечно роется в мусоре. Он одержим надеждой, будто нечто, вдруг блеснувшее в этой мусорной куче, может оказаться «настоящей вещью». И он пробирается сквозь гору мусора, расталкивает других таких же бомжей, выкапывает эту вещь, радостно облизывает ее - и видит, что его трофей мусорный. Он - тот же бомж, только бомж неудовлетворенный.

Допустим, у нашего «бомжа-миллиардера» с кучей трофев-огрызков кто-то что-то решил отобрать. «Экспроприировать экспроприатора». Психология человека такова, что отбираемая вещь в тот же момент перестает быть мусором и возвращает свою ценность в глазах «раскулаченного». А если угроза экспроприации распространяется на всю кучу трофеев, то и вся эта куча в тот же момент возвращает свою ценность. И человек из бомжа вновь превращается в полноценного миллиардера. Парадокс в том, что угроза «экспроприации», «пересмотра приватизации», «конфискации средств в офшорах» и т.п. напастей на самом деле возвращает «бомжу-миллиардеру» изначальную радость жизни и является тем лучшим, что окружающий мир может для него сделать. Что должны сделать для него добрые, чуткие люди, желающие ему счастья. Даже если 99% процентов кучи будет конфисковано, оставшийся 1% достояния будет представлять для него значительно бОльшую внутреннюю ценность, чем куча в ее исходном «мусорном» состоянии. Осознав это, вы уже не будете удивляться, почему в стране с таким количеством миллиардеров повсюду установлены памятники Ленину. Ленин для многих персонажей «списка Форбс» - единственная надежда на возвращение исконной радости существования.

Рассмотрим теперь человека, который в наименьшей степени живет в окружении мусора, и в наибольшей степени обладает чем-то ценным для него. Очевидно, это человек, который с большим трудом достиг малого и это малое очень боится потерять. В его ближайшем окружении мусора нет вообще. На его горизонте тоже нет мусора, поскольку большинство вещей этого мира для него недосягаемы и сияют издали как звезды, с еще нерастраченным очарованием. Возвращаясь к нашему исходному примеру, это близорукий человек, который разглядывает мусорный газон с высокого этажа панельной многоэтажки и при этом уже погасил ипотеку. А в квартире - стоит елка, резвятся дети, жена готовит что-то вкусное к празднику. Вопреки скаредному работодателю, злобным коллекторам, пропаганде феминизма, ювенальной юстиции, «оборотням» в погонах и без погон. Возможно, жизнь этого человека полна тревог и переживаний, исключающих осознание счастья, но зато сам его мир - наиболее качественный и безмусорный. Особенно в сравнении с мирами «ни к чему не стремящегося помоечного бомжа» и «пресыщенного бомжа-миллиардера». И мы уже не удивимся, если он пойдет на выборы и проголосует именно за тех, кто придал качество его миру и избавил его от мусорных страданий: за тех, благодаря кому зарплаты - малы, кредиты - дороги, оборотни - злы, дворники - ленивы, а маленькие люди - бедны и бесправны. Только они, эти мудрые начальники, владеют особой магией, «магией близорукости и страха», способной превращать мусор в цветы.

Теперь позволим себе немного поумничать. Гиперреальность в России считается импортной концепцией, которая как-то соотносится с благополучным западным миром, но у нас, когда на градуснике минус сорок, абсолютно не применима. Между тем, наша «магия близорукости и страха» - не что иное, как особая, национальная разновидность гиперреальности. Главное отличие гиперреальности - ее избыточность и чрезмерность. Степень принижения и угнетения маленького человека в России, уже не только на фоне Европы, но и на фоне Азии, явно избыточна и иррациональна. Это не способ «максимизировать прибавочный продукт», а «искусство для искусства», предназначенное для того, чтобы «сделать реальность еще более реальной». Важно, что за это еще и приплачивают. Уничтожение советского модерна и обрушение страны в бардак и архаику - это вещь весьма затратная и расходная. Здесь мы имеем еще один характерный признак гиперреальности: в отличие от «самопальной» и «бесплатной» реальности, она сделана специально и за нее уплачено. И все эти наши архаики, все консерваторы-традиционалисты на самом деле - весьма продвинутые постмодернистские клоуны на хорошей зарплате (как и их либеральные критики и разоблачители).

Злопыхатели, обвиняющие Россию в некой «отсталости», должны понять, что в сфере гиперреальности у нас осуществилось 100%-ное импортозамещение. И не путем позорного заимствования западных блесток и украшательств, а с помощью совершенствования и вывода на новый технологический уровень родных опрично-чекистских разработок. И это не какой-то дешевый суррогат западной гиперреальности: наши технологии «удержания реальности мира» не менее затратны. Если пересчитать в денежный эквивалент, то они многократно превысят нынешний ВВП России. Благодаря даваемому ими отрицательному вкладу, реальный ВВП раз в 10 ниже потенциального. По-честному, для статистики это все нужно приплюсовать обратно, потому что это дорогостоящая «услуга населению», а не какие-то непроизводительные траты. При взгляде с достаточно высокого птичьего полета, Россия предстает суперсовременной страной, правительство которой более 90% всех ресурсов тратит на нужды людей, чтобы сделать их реальность более реальной, спасти их от пресыщения излишествами и тем самым защитить их мир от превращения в мусор.

философия, этнография

Previous post Next post
Up