Недавно начался второй сезон сериала «Оккупированные». В очередной раз поразило, насколько трактовка современной России и русских в европейском кинематографе отличается от таковой в российском («новиопском») кинематографе. Я уже достаточно
подробно разбирал этот сериал, повторяться не хочу, просто дам несколько штрихов из 2-го сезона, позволяющих представить, насколько он должен выбешивать всевозможную эрзац-либеральную и заукраинскую публику. Выбешивать тем более сильно, что гвоздь сюжета - «оккупация русскими европейской страны» - выглядит вполне «заукраински», и соответствующая публика ожидала бы увидеть в таком фильме вполне определенные картинки. А находит - нечто прямо противоположное.
1. Норвежский чиновник, приехав в Россию, пытается дать взятку русскому полицейскому генералу, передает ему пухлый конверт с баблом. Генерал этот конверт бросает обратно со словами «Здесь тебе не Америка, здесь так дела не делаются». При этом просьба норвежца все равно выполняется, ибо таковы указания вышестоящего начальства, так что генерал вполне мог бы взять деньги себе. В сериале нет ни одного продажного российского чиновника или офицера. Идея: «Русские - неподкупные патриоты».
2. Русские офицеры и генералы в разговорах с норвежцами утверждают, что «Россия - прекрасна», а на досуге с удовольствием поют казачьи песни и русские романсы. В этом, конечно, есть немного «клюквы», но оформлена она вполне пристойно. Идея: «Русские - самобытны, как и любые другие европейцы, гордятся своей страной и любят свою культуру».
3. Норвежские политики, поддерживающие сопротивление, в очередной раз показаны кровожадными мудаками, стремящимися подставить своих солдат. В завершение 2-й серии лидер «правительства в изгнании», бывший норвежский премьер, несолидно «отсверкивает пятками», удирая от шведской полиции, которая приехала арестовать его за кровавую провокацию. Идея: «Сопротивляться русским - это глупость и подлость, надо искать приемлемый формат капитуляции».
Вопрос не о том, насколько позитивная картинка России в этом сериале соответствует реальности. Вероятно, гораздо ближе к истине «стандартная оппозиционная картинка», где российское начальство - сплошь «жулики и воры», которые грабят страну, вывозят все за рубеж, ненавидят народ и т.п. Вопрос в другом: если уж государство выделяет бюджетные деньги на «патриотическое кино», то это кино должно быть именно таким, «норвежским». По-хорошему, если бы министерство культуры захотело заказать приличный фильм про Николая II, то ему следовало бы отобрать все бюджетные деньги у одиозных российских кинематографистов и выдать их создателям вот этого сериала.
Впрочем, когда речь идет «о своих», российские культурные деятели умеют быть великодушными, трепетными и корректными, избегают кого-нибудь оскорбить или возмутить. Например, новейший сериал «Демон Революции» о Ленине и Парвусе. У Ленина даже тема адюльтера показана интеллигентно-романтично и целомудренно, - это вам не «сиськи-письки» пародии на Николая II в «Матильде». Ленин там и в церкви венчается, и деньги от немцев поначалу не хочет брать, и с украинскими националистами избегает сотрудничать, гонит их за дверь, и от музыки Вагнера плачет, и даже лично посуду моет в университетской столовой - из любви к равенству и чтобы не быть похожим на лентяя и эксплуататора «Николашку». «Самый человечный человек». Напротив, Николай II в этом фильме - «старший прапорщик» по уровню интеллекта. Российские контрразведчики показаны как чекисты образца 37 года: подбрасывают улики невинным людям, ломают их, заставляя становиться осведомителями. Люди на них работают только из страха или за конверт с баблом, в душе презирая. Как «царские сатрапы» с таким настроем не предотвратили революцию, просто «почикав» всех революционеров и заговорщиков в бессудном порядке, уму непостижимо. В общем, все с ног на голову.