Неприятно поразило, что испанцы стали вести себя как свидомые укры. Казалось бы, старая, мудрая европейская страна, которой терять отпавшие провинции не впервой, и которая уже должна была понять, что в таких случаях можно делать, а что - лучше даже не пытаться, потому что себе дороже выйдет. Притом, страна возглавляется монархом, что (в теории) должно придавать ее политике еще больше ума и осмотрительности. Но взыграла древняя мавританская кровь, и испанцы, вдогонку украинцам, бодро зашагали в лагерь стран Азии и Африки, где «развод без мордобоя не считается».
Если бы испанцы рассудили трезво, то, конечно, отпустили бы на волю басков и каталонцев и усилили национальную монолитность оставшейся части страны. У современной Испании нет нужды заботиться о «естественных границах» или строить себя как «машину войны». В геополитическом смысле она уже давно не является автономным государством, поставленным перед необходимостью в одиночку держать круговую оборону. Ее внешняя безопасность - это забота НАТО и ЕС. Нет серьезных мотивов, чтобы портить жизнь себе и другим, намертво уцепившись за нации, которые мыслят себя отдельно от испанцев. Поскольку функция «военной машины» для Испании больше не актуальна, единственная цель существования этого государства - стать комфортным домом для нации испанцев, чему противоречит насильное удержание иных национальных групп. В конце концов, Страна басков и Каталония, отделившись, не на Марс улетят, а останутся добрыми соседями и партнерами внутри ЕС. И какой смысл гробить будущие отношения?
Это ведь совсем не та ситуация, в которой находится России. В России сохранение целостности страны - это вопрос физического выживания ее граждан. Россия вынуждена защищать свои границы и свою независимость исключительно за свой счет. Поэтому для России тема «естественных границ» и «стратегических просторов» до сих пор актуальна. Россия не только не может позволить себе отпускать регионы, но, по-хорошему, должна еще увеличиться раза в полтора. А Испании зачем играть в эти игры? Для нее это не вопрос выживания, а исключительно вопрос национальной спеси, как для украинских свидомитов.
Насильственное удержание Каталонии - это, конечно, глупость со стороны испанцев. Никакой стратегической необходимости в этом нет, поскольку для евроинтегрированной Испании речь об индивидуальной стратегии больше не идет. Экономический интерес говорит скорее в пользу мирного бархатного развода, что позволит сохранить взаимную экономическую интеграцию. Фискальная выгода от Каталонии - это временное явление. При обострении противостояния регион неизбежно станет бездонной прорвой, куда будут уходить доходы с других регионов (нам в России это хорошо знакомо). Потенциальный «эффект домино», конечно, может смущать, но в любом случае разумнее тратить ресурсы на консолидацию оставшихся регионов, чем сливать их в прорву. В итоге из всех мотивов остается только тупая «укропская» спесь. И эта спесь, несомненно, будет наказана - в той самой мере, в какой Испания захочет подражать Украине.