В каком-то интернет-магазине в разделе «подарки к Пасхе» увидел игрушку - динозаврик в Яйце. А в другом так и вообще значилось «Динозавров яйца Пасхальные». Погуглил - оказалось, что это уже мем, многие смеются или возмущаются («кощунство, однако»). Между тем, такое народное переосмысление теологии пасхальных яиц мне кажется примечательным. Я побеседовал на эту тему с соседом - православным клириком. И вот что он мне объяснил.
«Как известно, на Западе символом Пасхи является пасхальный кролик, а не яйцо. То есть, Зверь, млекопитающее. Яйцо же, какие бы священные смыслы в этот символ не вкладывались, отсылает нас к «птицам небесным», которые «не сеют и не жнут». Динозавр в яйце подчеркивает приверженность православного человека к незвериной, динозаврово-птичьей эволюционной ветке. На некотором мистическом уровне западные христиане - это «синапсиды», линия звероящеров и млекопитающих. Поэтому они такие приземленные и деятельные. И произошли по Дарвину - от Обезьяны. А восточные христиане - это «диапсиды», линия динозавров и птиц. Поэтому они такие беспечные и устремлены в Небо. И произошли не от Обезьяны, а, чудесным образом, от вымерших динозавров. Сознание православного устроено так, как в пределе было бы устроено сознание разумных существ, в которых могли бы проэволюционировать умнейшие динозавры (дромеозавриды), будь у них побольше времени.
В Евангелии «птицы небесные» упоминаются в положительном контексте, а звери - только в виде свиней и в негативном контексте (как вместилища для изгоняемых бесов). Зверь с большой буквы - это вообще образ Антихриста. Уже в 1054 году, в тот момент, когда обозначился разрыв между Константинополем и Римом, между Яйцом и Кроликом, проницательный человек мог бы сообразить, что православные первыми полетят в Космос, а западники одержат победу в битве за Землю и станут фокусниками, вытаскивающими из цилиндра кроликов и разные мирские чудеса».
На это я возразил, что православные произошли все-таки не от динозавров, а, мистическим образом, от ощипанного петуха (определение Человека, в согласии с Платоном и Диогеном). Отсюда и куриное яйцо. А разница между Яйцом и Кроликом наметилась еще в дохристианские времена. Вспомните знаменитую
картину Шишкина «Афинская школа», где по центру прогуливаются Платон и Аристотель. Платон в одной руке несет своего знаменитого ощипанного петуха, а другой рукой указывает ввысь, в Небо. А Аристотель одной рукой держит цилиндр фокусника, из которого выглядывает кролик, а другой - показывает вниз, на землю. Вся наша европейская цивилизация, по сути, заключена в этом споре между Птицей и Зверем, между Курицей и Кроликом.