Молодежный протест, который сегодня вызревает, может облекаться в любые политические формы, но на самом деле это «оппозиция свежего воздуха». Ее вызывает затхлость, беспросветность и токсичность самой атмосферы РФ, с которой жестко сталкиваются люди, вступающие во взрослую жизнь, и которую не поправить никакими политическими играми и перетасовками в рамках сложившейся «колоды карт». Эти новые протестующие, с чужих слов, подсунутых вовремя подсуетившимися взрослыми, могут, конечно, потребовать от Хозяев жизни чего-то малого и конкретного: «Сделайте для нас то-то и то-то». Но настоящий запрос у них совсем другой: «Уйдите на **й, все разом, и не мешайте нам жить!» Это самая опасная оппозиция, потому что ее не удовлетворить никакими полумерами и гнилыми компромиссами.
Дело ведь не только в нормальном юношеском максимализме (который тоже присутствует). Новая молодежь по самому своему мироощущению принципиально от нас отличается. Приведу такой пример. Допустим, некий Герой пришел освободить от Дракона принцессу (Новороссию). Посмотрел он на Дракона, и решил пойти на многоходовый хитроплановый компромисс: верхняя половина девушки освобождается, а нижняя половина остается под властью Дракона. И в то время как Герой устраивает победную фотосессию с освобожденными головой и бюстом принцессы, Дракон - тут же, на месте, - яростно насилует нижнюю половину ее тела. С точки зрения старших поколений - «Все О'Кей. Стакан наполовину полон». С точки зрения молодежи «герой» заслуживает смерти раньше, чем Дракон, ибо поглумился над самой идеей.
Мы, старшее поколение, по своей природе - «византийцы», поэтому нам так легко скармливают успокоительные полумеры, хитрые планы, изящные многоходовки, где первые 1000 ходов ничего не происходит и все сидят на ж*** тихо, пока наше будущее сливается в унитаз (как слилась в унитаз и сама Византия). А молодежь - это скорее поколение викингов. Им нравится цельность и простота, а наши византийские увертки вызывают только одно желание - долбануть топором со всего размаха. Им важна чистота Роли и прозрачность Сценария, и, вероятно, это происходит благодаря увлечению фэнтези и фэнтезийными ролевыми играми. Их мир несовместим с темной и преднамеренно перепаянной российской политико-экономической системой. И это несовместимость на стилистическом уровне - более глубоком, чем просто политика и экономика.
Когда я говорю о «викингах», речь не идет о «крутизне» и т.п. Они в то же время - и «снежинки». Речь идет о базовых ценностях, о представлениях, «как вообще все в жизни должно происходить». Эти ценности и представления переносятся в реальность из литературы жанра фэнтези и из созданных по ее мотивам виртуальных игровых миров. А чем вообще эти миры привлекают людей и чем они лучше обычной реальности? Самое главное - возможность для человека вписать себя в некую целостную и отчетливую Роль, исполненную достоинства, а не быть просто «сгустком социальной протоплазмы» (
см. у Виктора Будусова любопытное наблюдение на эту тему). Фэнтезийные миры возвращают нам те прекрасные и продуманные Роли, которые были созданы человечеством за тысячелетия своего существования. И отношения («Игры») в этих мирах построены так, что Роли могут сохранять целостность и достоинство.
Я раньше уже писал об этом:
на смену короткому пересменку «постмодерна» приходит констелляция, которую, за неимением лучшего термина, можно обозначить как «постмодерн-фундаментализм». Ее суть, если не усложнять, - сознательное возвращение старых добрых Игр и Ролей, включая и роли Мужчины и Женщины, Отца и Матери, - но также и различные сословно-профессиональные роли во всех возможных культурных вариациях. Кстати, воинствующий исламский фундаментализм - тоже из этой серии, хотя не следует видеть в нем «типичный пример». Восстанавливаемые реконструкторами Игры и Роли не обязательно относятся к эпохе «Средневековья», - это может быть и полисная античность, и «эпоха париков», и «Россия, которую мы потеряли», и «идеальный СССР», и даже футуристическое будущее. «Отважный исследователь Космоса» (по канонам Стартрека, к примеру) - роль ничуть не худшая, чем роли «Рыцаря» или «Мага». И эти разнородные, на первый взгляд, Игры и Роли, отличаются друг от друга гораздо меньше, чем все они - от мира, где правит ницшеанствующий сгусток биомассы, одержимый выживанием и господством. Так что «Глобальный Альянс Ролевиков и Реконструкторов» - против «Мира бесформенных подлых хорьков», - штука вполне возможная.
Имеется принципиальное отличие современного молодежного протеста от протеста эпохи 1960-х. Общее, конечно, тоже есть: «откройте нам социальный лифт пошире». Но в 60-е годы к этому добавлялось желание сломать устаревшие Роли, наполняющие этажи социального лифта, и попробовать жить «вообще без ролей». А сегодня желание совсем другое - возвращение Благородных и Цельных Ролей и негодование против их замены на, в сущности, единственную Роль - роль «Подлого Хорька», которая навязывается всем и каждому. Безальтернативный и дурно пахнущий «Подлый Хорек» на всех уровнях социальной иерархии, сверху донизу, и есть та реальность, которую молодежь хотела бы уничтожить, насколько ей хватает для этого здоровых инстинктов.