Погром в Музее Рериха

Mar 10, 2017 11:34

На днях в Москве случился культурно-государственный хэппенинг такого масштаба, с каким мы не сталкивались со времен знаменитой «Бульдозерной выставки» 1974 года. СМИ пишут, что общественный Музей имени Н.К. Рериха был оцеплен ОМОНом, как некое преступное гнездо, затем десятки силовиков взломали дверь, ворвались в здание, разогнали сотрудников, изъяли и вывезли сотни рериховских картин. Причем есть вероятность, что эти картины могут быть тупо проданы с молотка, в зачет долгов обанкротившегося мецената, который некогда подарил их Музею. Разумеется, этому игиловско-талибановскому варварству можно найти простое объяснение в стиле «спор хозяйствующих субъектов». И я бы этому поверил, будь у нас на дворе «лихие 90-е». Но с тех пор наши власти значительно остепенились, и это совсем не в их стиле - присылать автоматчиков для ликвидации уважаемого и международного признанного культурного учреждения, которое возникло еще при жизни Станислава Рериха, десятилетиями верой и правдой служило своей заглавной цели - пропаганде творчества Рерихов, и снискало на поприще культуры в том числе и официальные государственные благодарности. Будь это нужно властям, деятельность Международного Центра Рерихов в России удушили бы как-нибудь по-тихому, без эксцессов, тем более что с потерей главного мецената она уже и так стала угасать. Между тем, последние события наводят на мысль о некоей специальной демонстрации, о «послании», столь важном, что ради него даже не жалко было подпортить имидж России (что наверняка сыграет свою роль в будущих тяжбах вокруг музейных коллекций в международных судах, наподобие спора о «Скифском золоте»). Это наводит нас на интересное конспирологическое объяснение.

Но сначала разберемся с тем, кто такие Рерихи и чем они интересны с геополитической точки зрения. Кто-нибудь недалекий скажет: «оккультная ахинея», «шарлатаны»! А я скажу, что если вы способны прогрузить Шамбалой ближайших сотрудников Франклина Рузвельта и вытащить у США средства на возрождение и вооружение русского народа за несколько лет до начала Мировой Войны, то вы - не «шарлатан», а Игрок с уровнем «Бог». Николаю Рериху удалось взломать американский культурный код и подыскать ключ к мироощущению американской элиты 20-30 гг. XX века. Рерих одним из первых понял, что за рациональным европейским фасадом у американцев лежит «вера в великого Мгангу», и он этого «Мгангу» стал им грузить в товарных количествах. За это они построили специально для Музея Рериха небоскреб в центре Нью-Йорка - «Мастер Билдинг». Они носились по всему миру с «Пактом Рериха» и заставляли всех его подписывать. Они обеспечили Рериху средства для поддержки русской эмиграции на Дальнем Востоке. Преданным «падаваном» Рериха стал Генри Уоллес - министр сельского хозяйства в течение первых двух сроков Рузвельта, вице-президент на третьем сроке и кандидат в президенты на выборах 1948 года. Даже после вынужденного (из-за травли) разрыва с Рерихом, Уоллес навсегда остался другом СССР и яростным противником политики Холодной войны. Сам Рузвельт переписывался с Рерихом по вопросам геополитической важности, хотя и через посредников (Уоллеса и собственную жену).

Идиллия, увы, рухнула в 1935 году, поскольку Рерих, определенно, перегнул палку. Он на деньги американского правительства отправился в исследовательскую экспедицию по поиску засухоустойчивых культур в Маньчжурию, и там открыто начал работу по идеологической и военной консолидации русских эмигрантских организаций (РОВС, Военно-монархический союз, Восточно-казачий союз, Легитимисты на Дальнем Востоке, а еще ранее - генералы-«утвержденцы» в Париже). В частности, он купил для РОВС газету «Русское слово» в Харбине и обеспечил ее корреспондентами на всех континентах. У русской эмиграции на Дальнем Востоке появилось первое крупное издание, существующее не на японские деньги. Прояпонским и прогерманским элементам эмиграции, а также самим японцам активность Рериха не понравилась, они подняли шум, стали обвинять художника в подготовке вооруженного восстания в пользу Америки и поставили администрацию Рузвельта в центр назревающего международного скандала. К шумихе подключились антирузвельтовские мракобесы в самих США, они организовали травлю Уоллеса, выставляя его религиозным извращенцем и русско-советской марионеткой, зомбированной Рерихом. Масштаб травли был вполне соизмерим с тем, что сейчас происходит вокруг Трампа и его мифических связей с Кремлем. Соратникам Рузвельта, чтобы сохранить популярность и возможность проводить ту политику, которая в будущем предполагала союз с СССР, пришлось свернуть экспедицию, официально разорвать связи с Рерихом и обанкротить его структуры в Америке. Детали всей этой истории вы можете прочитать в работах лучшего эксперта по теме - историка философии Владимира Андреевича Росова (например, «МАНЬЧЖУРСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ Н.К. РЕРИХА: В ПОИСКАХ «НОВОЙ СТРАНЫ»). Историк, кстати, много лет подвергался травле со стороны Международного Центра Рерихов, и свою докторскую диссертацию, где он излагает не понравившуюся влиятельным рериховцам трактовку событий, ему пришлось защищать и успешно перезащищать три (!) раза.

Я, разумеется, не являюсь экспертом в теме и могу лишь пересказать то, что прочитал у Росова и в других доступных публикациях. Но от себя скажу, что международная деятельность Рериха в 1920-40 гг. выглядит так, будто помимо своей явной функции она играла роль прикрытия для неформальных контактов и взаимодействия между Британией, СССР, США, Францией, а до войны - еще и Японией, Маньчжоу Го и структурами русской эмиграции. Силы, связанные с Рерихами в США, определенно были настроены на дружественные отношения с СССР и, насколько могли, препятствовали развитию Холодной войны. Олицетворявший эти силы ученик Рериха левый демократ Генри Уоллес во многом опередил свое время и пытался в конце 1940-х, в разгар маккартизма и расовой сегрегации, продвигать идеи, которые в Америке стали мейнстримом только начиная с Кеннеди.

Вы можете сколь угодно плохо относиться к «рериховской тарабарщине», но только надо понимать, что это код, посредством которого можно коммуницировать с дружественной России частью американского истеблишмента, которая инфицирована идеями Нью Эйдж. Поскольку одним из соучредителей Международного Центра Рерихов стал Нью-Йоркский музей Н.К. Рериха, а с российской стороны к этому приложили руку влиятельные старцы из МИДа, такие как Юлий Воронцов, то можно сделать предположение, что через эту структуру был налажен неформальный канал коммуникации части наших «советских старичков» с дружественными заокеанскими элитариями. Интересно, что проблемы с государством у МЦР и у преданного ему Мастер-Банка стали обостряться примерно в 2007-2008 гг., что совпадает со знаменитой «Мюнхенской речью» Путина. Очевидно, силы, которые пожелали превратить РФ в «красную тряпку», которой хитроумные европейцы могли бы размахивать перед лицом Америки, не были заинтересованы в сохранении этого канала коммуникации. Интересно, что ликвидация рериховского Мастер-Банка в 2013 году произошла аккурат накануне украинской политической катастрофы. Погром в Музее Рериха - видимо, очередной шаг в сторону окончательного уничтожения этого канала, чтобы никто не помешал США и РФ обмениваться на досуге ядерными ударами. Эта акция «с нашей стороны забора» дополняет попытки американских анти-трамповцев направить Америку в русло конфронтации с РФ.

Другой, более безобидный вариант: канал «наказывают», как не оправдавший надежды. Это что-то вроде порки шаманов за плохо проведенные ритуалы, не обеспечившие прекращение засухи. Трамп после своего избрания явно «предал» кремлевские надежды и был вынужден отказаться от «обещанного» пророссийского курса. Очевидно, кто-то за это должен был понести наказание. Хотя возможность влияния на Трампа именно по рериховской линии пока не находит подтверждения.

Выключая режим конспирологии, давайте остановимся вот на какой важной теме. Одним из элементов государственных гонений на МЦР и Музей Рериха стало обвинение в пропаганде рериховского учения - «Агни-йоги» или «Живой Этики». Но Рерихи, как культурный феномен, это и есть прежде всего Агни-йога, а вовсе не картины, которые для них были не самоцелью, а лишь иллюстрацией к религиозным концепциям. Нельзя всерьез изучать иконы и храмовые фрески, оставив за скобками христианство и не имея представления о содержании Библии. Таковы же отношения между изобразительным наследием Рерихов и их религиозно-философскими воззрениями. Одно без другого немыслимо. Обвинять Музей Рериха в пропаганде учения Рериха - это верх абсурда. И тут возникает дилемма. Либо мы признаем творчество Рерихов неотъемлемой частью национального культурного наследия, и тогда Агни-йогу тоже придется признать таковой и дать ее адептам полный карт-бланш в России. Тогда появится возможность использовать рериховских симпатизантов по всему миру как агентов влияния Русского Мира. Либо, объявляя религиозные мудрствования Рерихов некой вредоносной «ересью», придется и самих Рерихов «отфутболить» и объявить ненужными и вредными для России. «Не хотим знать, кто такие Рерихи, - пусть катятся к черту». Но тогда Россия рискует потерять массу полезных союзников за рубежом, в том числе в США. Антирериховская политика министра культуры Мединского; невыставление, а фактически - сокрытие Музеем Востока большей части имеющихся у него картин Рериха; демонстративный погром в Музее Рериха, а еще ранее - запрет фильма, выпущенного МЦР, свидетельствуют о том, что сейчас побеждает второй вариант. Не исключено, что лет через 10 детям в школе о Рерихе будут рассказывать как об «иностранном шпионе, религиозном сектанте и русском фашисте, творческий масштаб которого сильно преувеличен».

культурная политика, религия, репрессии, история, геополитика, США, русские

Previous post Next post
Up