Оргкомитет Литературной Партии сообщает

Mar 02, 2017 16:29

Коллега sssshhssss вышел с интересным предложением, для почвы, уже подготовленной Галковским. А именно, чтобы не возиться с уязвимыми для троллинга и запретов «национализмами», точкой сборки русской субъектности сделать «Литературную Партию». Суть идеи, в моем вольном пересказе: «Священным Писанием» и источником дискурсов для этой партии служит Канон русской классической литературы Золотого и Серебряного веков, с добавкой лучших произведений и авторов советского времени. Границы Канона определяются самой партией, а слово «русская» в программных документах можно вообще не использовать - вполне достаточно определений «Классическая» и «Отечественная». Номинальная цель партии - изучение и пропаганда Литературы, встраивание нашей жизни в те Роли, которые очерчены в Каноне как положительные, и обеспечение максимально благоприятных политических, экономических и социальных условий для этого. При этом в дискурсе Партии все актуальные политические смыслы перетолковываются в выражения, содержательно и стилистически уместные с точки зрения Канона, а еще лучше - переводятся в прямые цитаты из классиков. Партия изначально мыслится как многофракционная и охватывает весь спектр политических устремлений русского народа, связывая каждую фракцию с фигурой какого-нибудь классика. Подлинная, не декларируемая цель Партии - культурная русификация всего политического дискурса и автоматическое отсечение тех его фрагментов, которые не совместимы с русской культурой.

Любытно, что проницательная новиопская общественность уже давно открыла выигрышность этой стратегии для русских и заблаговременно попробовала ее загадить и свести к похабщине. Вспомним про фильм «Бакенбарды», с Сухоруковым в главной роли, снятый еще в 1990-м году. Еще тогда, в эпоху Перестройки, они все просчитали и поняли, чего следует опасаться. После чего на русском поле началось какое угодно кувыркание, «всякой твари по паре», кроме того, о котором шла речь в фильме. Сам фильм, кстати, пригодится: он может быть использован как «пособие для работы над ошибками», рекомендуемое для первичных ячеек Партии.

Размышления о фракционном строительстве на базе авторов Золотого и Серебряного веков оставлю другим, более компетентным в этой сфере. Остановлюсь на авторах «Железного» советского века. Вопреки предубеждениям, в русской литературе (и в целом в культуре) советского времени есть много годного, в том числе такого, что органично дополняет остальную часть Канона. Тема военного подвига, тема трудового энтузиазма во благо Родины, прославление прогресса, науки и техники, культ исследователей-первопроходцев, тема «любви к березкам» (к Родине в ее ландшафтно-экологическом аспекте). Или вот Горький, к примеру, с его всемирно-прославленной пьесой «На дне». Русские горькие пьяницы, люмпены и бомжи тоже имеют право на фракционное представительство («горьковцы»). А советские «деревенщики» уже изначально сформировались как «литературно-политическое» направление, т.е. уже готовая фракция.

При необходимости, можно рафинировать этот материал, вывести за рамки Канона чрезмерно посконно-советских авторов и произведения, сохранив те, что получше. Например, «деревенщиков» можно объединить с натуралистами-экологистами в единую фракцию «пришвинцев», и поместить в центр фракции линию содержательного преемства от Пришвина до Онегова. Советский коммунистический утопизм можно очистить от чужеродных наслоений, оформив его как фракцию «носовцев», с циклом про Незнайку как Священным Писанием.

Партию, кстати, лучше формировать не сверху, а «из середины». Сначала пусть оформятся фракции со своими мини-Канонами и программами, а потом уже будет учредительный Литературный Съезд. Я, наверное, попробую организовать фракцию «пелевинцев».

юмор, нацбилдинг, литература, русские

Previous post Next post
Up