Помимо всяких антирусских политических гнусностей, высказанных Гейдаром Джемалем за последние пару десятилетий, у покойного есть и некоторая заслуга. Его поэтически-метафизический трактат
«Ориентация - Север» некоторое время был культовым в некоторой узкой русскоязычной среде. «В сфере объективной реальности безраздельно правит вагинальный принцип» и т.п.
Говорят «это не философия». А что тогда? Для атрибуции некоторого высказывания как «философского» важен не только сам текст, но и контекст, - когда, зачем и перед кем это сказано. Иначе любая кухонная пародия на Платона, Гегеля или Ницше сделает любого Петросяна «великим философом». Так вот, Петросяном покойный не был. Когда Джемаль писал всю эту метафизическую опупею, она для него была «вполне всерьез», «на пределе евразийского мышления». И для людей, его тогда читавших, - тоже «вполне всерьез», «на пределе евразийской способности понимания». Для мировой или европейской или даже русской философии этого маловато, а вот для национальной евразийской - самый раз. Как «выдающийся азербайджанский философ Евразии» покойный вполне на своем месте. Я, во всяком случае, о других азербайджанских философах не слышал, так что он, очевидно, лучший и известнейший из них. Мир праху, и пусть его смерть будет «истинной», как он того и желал.
Кстати, довольно странный заход, мелочный и советско-деревенский по сути своей, - отрицать само право («нет справки») человека называться поэтом, или философом, или художником, раз уж он по факту занимается такой деятельностью. Если человек пишет стихи и у него есть благодарная аудитория - то он поэт. Если человек рисует вагины или черные квадраты, и за его полотна люди платят немалые деньги, - то он художник. Если человек городит те же «вагины» и «черные квадраты» в сфере мысли, и у него есть толкователи и последователи, то он вполне себе философ или пророк. Если он при этом ведет себя по-светски, как Джемаль, не изображает из себя «махатму», то скорее «философ», чем «пророк». Важнейшая профессиональная черта философа - мегаломания, переносимая в сферу мысли, и она у покойного была в избытке.
(Комментарии скрыты)