Синхромир

May 27, 2016 15:07

Казалось бы, космическая фантастика - жанр настолько избитый и затасканный, что придумать там нечто принципиально новое писателю уже невозможно, остается только комбинировать и декорировать изобретения старых авторов. У современников всегда наготове законное оправдание: «А что вы от нас хотите? Все простые и гениальные идеи здесь уже давно разобраны, вот мы и штампуем стандартные космооперы одну за другой». Оказалось, что далеко не все. Карл Шредер в своем «Синхромире» сумел изобрести простую, изящную и гениальную «мирообразующую» идею, которая раньше никому в голову не приходила.

В целом эта книга - стандартный «Кир Булычев» для подростков, интересна и необычна именно идея. Главной проблемой жанра космофантастики (как и главной проблемой человеческого будущего) является слишком медленная скорость света. Если «ползать» между звездами с той максимальной скоростью, которую разрешает современная физика, то повествование значительно скучнеет. К примеру, если убрать из вселенной «Звездных Войн» возможность дешевых «сверхсветовых перелетов», то она просто рассыплется без остатка. Соотношение межзвездных расстояний, скорости света и скорости человеческой жизни таково, что путешествия и любые другие сношения между звездными системами, даже ближайшими, для людей всегда будут «экстримом». Никакие мега-империи или мега-республики из тысяч звездных систем в реальном мире невозможны. Не будет никакой межзвездной торговли, никакого аналога «Дикого Запада» в галактическом масштабе. Не будет простой и очевидной проекции земного прошлого на звездное будущее, в стиле «заменим простые корабли на космические, пистолеты - на бластеры, а так все по-прежнему». Даже если человечество распространится по всей Галактике, это будет россыпь практически изолированных друг от друга самодостаточных миров, в лучшем случае - небольших групп миров, обменивающихся технологиями, информацией, культурной продукцией. Будут транслировать друг другу порнофильмы «с местной спецификой» и сериалы о «Звездных войнах».

Итак, приходится либо фантазировать о мгновенных «прыжках в гиперпространстве», о «червоточинах» и прочих «звездных вратах», либо смириться с гораздо более скучным образом будущего, чем то, которое представлено в «Звездных войнах» и в большинстве других космоопер.

Карл Шредер подошел к исходной дилемме с другого конца. Ведь проблемой является не сама по себе скорость света, а именно соотношение ее с межзвездными расстояниями и нормальной скоростью протекания человеческой жизни. Именно по этой причине человек, слетавший «за 100 световых лет» (ничтожное расстояние по меркам Галактики), вернется уже не домой, а по сути - в другую эпоху, в другой мир, где о нем уже все забудут. Но если нет никакой возможности «ускорить» свет и «сдвинуть» звезды, то возможность существенно замедлить скорость человеческой жизни нам вполне по силам.

Шредеровский «Синхромир» - это протяженная конфедерация миров, где через каждый месяц нормального существования происходит «полная заморозка» жизни на 30 лет. Субъективно 30 лет спячки воспринимаются цивилизацией как 1 ночь. Люди и домашние животные впадают в гибернацию, техника отправляется на консервацию и т.п. Причем это происходит синхронно во всех мирах сообщества. Во время спячки роботы охраняют и ремонтируют спящие города и накапливают ресурсы для следующего отрезка активной жизни (что особенно существенно для холодных миров из пояса Койпера.

Разумеется, в случае форс-мажора планета Синхромира может пробудиться раньше времени и отразить опасность. Чисто теоретически, «быстрые планеты», совершив во время спячки Синхромира рывок в технологиях, могут представлять опасность для ближайших к ним спящих планет. Но «быстрые миры» будут разрознены перед лицом единого Синхромира, а их внутренняя жизнь неизбежно будет колебаться между периодами расцвета и упадка, что в долговременной перспективе обнуляет угрозу с их стороны для более медленной и стабильной цивилизации, раскинувшейся на огромных просторах и имеющей возможность проявлять единство воли и стратегии в течение тысяч «быстрых» лет.

Синхромир делает возможным сохранение целостности цивилизации в масштабах сотен световых лет. Перелеты на такие расстояния по часам Синхромира длятся месяцы, а не столетия. А перелет на расстояние до 30 световых лет - это вообще вопрос «одной ночи». Можно представить синхромиры с периодичностью в 50, в 100 или даже в 1000 лет, - что позволит раздвинуть связность цивилизации на всю Галактику. Получается простое до гениальности воплощение вселенной «Звездных войн» и других «сверхсветовых» космоопер, но без покушения на законы физики. Какой бы сложной проблемой ни являлось изобретение эффективной и безопасной технологии гибернации, ничего принципиально невозможного в этом нет. В отличие от проблемы преодоления скорости света.

Идея «синхромира» - сродни идее «сверхсветового перелета» или «машины времени». Это не просто изобретение нового фантастического мира или ветки миров, а порождение целого нового поджанра. Гаспар-и-Римбау придумал «Машину времени», Уэллс ее талантливо популяризировал, а после этого запустился конвейер: сотни авторов написали тысячи произведений, где весь сюжет опирается на использование машины времени. И многие из этих произведений оригинальны, интересны, достойны прочтения. Синхромир - именно такая «сюжетопорождающая матрица». Так же, как нет ничего зазорного для современного автора использовать «червоточины» и «гиперпространственные прыжки» (которые ведь тоже кто-то когда-то придумал), нет ничего зазорного и в использовании идеи синхромира. Эта идея допускает столько интересных сюжетных возможностей, в том числе - для серьезной социальной и психологической фантастики (далеко за рамками условного «Кира Булычева»), что хотелось бы увидеть побольше авторов, переключившихся на нее с надоевших уже «гиперпространственных прыжков».

фантастика, космополитика, книги, литература, космос

Previous post Next post
Up