Все-таки плохо, когда при попытке моделировать будущее люди исходят из опыта компьютерных игрушек. Китай получит Сибирь, конечно же, не по модели Клаузевица, как думает автор статьи (см. ссылку). И произойдет это в три этапа:
1) Сначала китайский бизнес тихо мирно скупит все, что можно скупить.
2) Потом китайцы тихо мирно во все ключевые точки сибирских регионов поставят своих людей (опираясь на деньги и экономическое влияние).
3) Потом китайцы обо всем тихо мирно договорятся с кремлевским руководством, в меру попугают, выплатят кому надо нужную сумму и мирно получат все необходимые территории. Все равно к тому времени большая часть сибирских ресурсов будет разграблена, экология разрушена, население разбежится и вымрет, а инфраструктура окончательно догниет. Люди, которые хотят быть хозяевами "всерьез и надолго", так себя не ведут.
Это ответ на вопрос «как». Ответ на вопрос «почему» еще проще:
сибирские и дальневосточные регионы стагнируют и деградируют, за исключением нескольких оазисов. Пункты 1,2 обеспечиваются автоматически. Предотвратить этот сценарий можно только одним способом: динамика экономического развития этих регионов должна быть сравнима с китайской. Для этого нужно вкачивать финансы не в Стабфонд, а в сибирские проекты, не в Кавказ, а в сибирские проекты, не в Москву, Рублевку, Лондон, Ниццу, а в сибирские проекты. Нужно вернуть сибирским регионам то, что у них отобрали и продолжают отбирать каждый день. Нужно устранить искусственные препятствия для регионального развития. Нужно осмысленно простимулировать кадровый и демографический поток из западных русских регионов.
Остается, правда, пункт 3, который может сработать и сам по себе. Чтобы этого не случилось, сибирские, как и другие регионы России, не должны быть "мебелью". Региональное гражданское общество должно бороться за право быть субъектом в переговорах о будущем региона.