Дискурс «пятой колонны» глазами Пушкина

Oct 22, 2014 23:22

У Крылова интересное наблюдение о неизменности нравов «рукопожатной» общественности со времен Пушкина и до наших дней: «Перенеси любого из них в любой момент русской истории, и мы всегда будем точно знать, что он скажет по какому поводу, и даже - какими словами». Интересно, что устойчив не только весь этот дискурс целиком, но и отдельные его подвиды. Вчитайтесь в следующую тираду Самозванца в пушкинском «Борисе Годунове»:

«Товарищи! мы выступаем завтра
Из Кракова. Я, Мнишек, у тебя
Остановлюсь в Самборе на три дня.
Я знаю: твой гостеприимный замок
И пышностью блистает благородной
И славится хозяйкой молодой. -
Прелестную Марину я надеюсь
Увидеть там. А вы, мои друзья,
Литва и Русь, вы, братские знамена
Поднявшие на общего врага,
На моего коварного злодея,
Сыны славян, я скоро поведу
В желанный бой дружины ваши грозны».

То есть, не сегодня родилась вся эта широпаевщина, все эти «сыны славян», записывающиеся ради «славянского братства» в батальоны украинских карателей, дабы убивать «колорадов и ватников, приспешников коварного злодея Путина». Разумеется, Пушкин в итоге дезавуировал этот дискурс. Полураскаявшийся Самозванец признается сам себе:

«Кровь русская, о Курбский, потечет!
Вы за царя подъяли меч, вы чисты.
Я ж вас веду на братьев; я Литву
Позвал на Русь, я в красную Москву
Кажу врагам заветную дорогу!..»

Самозванец в глубине души понимает, что «братство Литвы и Руси» - пропагандистский треп, и что «запутинские ватники и колорады», засевшие в «Красной Москве», это все-таки русские люди.

Кстати, самая адекватная на сегодня визуализация «Годунова» - это фильм Владимира Мирзоева (2011 г.). То есть, это, конечно, новиопская бездарность и постмодернистская пустышка, но слеплено все «по образу и подобию» нынешней реальности, с характерными узнаваемыми типажами.

image Click to view

кино, Пушкин, литература

Previous post Next post
Up