С(о)ветское Рождество и Церковь Деда Мороза

Jan 03, 2014 17:57

Поздравляю с наступившим Новым Годом! Надеюсь, Дед Мороз принес вам все, что вы загадывали.

Боюсь, что из-за этого поздравления кое-кто снова обвинит меня в «пропаганде советчины». «Языческих» Деда Мороза со Снегурочкой изобрели, разумеется, не большевики, они лишь упорядочили и огосударствили этот культ (см. об этом *1*, *2*, *3*). Но вот акцент на праздновании «Нового Года» в пику Рождеству и привязка культа Деда Мороза&Снегурочки именно к Новому Году (т.е. разрыв связи с рождественским дедом Св. Николаем), - это целиком советские изобретения. Советский «Новый Год», по своей задумке, - это атеистический эрзац празднования Рождества и связанных с ним ритуалов. Здесь мы имеем дело не с советским «железом», и даже не с полусоветской институцией (типа РАН), а с элементом советской культуры, советской ментальности. У истоков советского «Светского Рождества» стоит варварская борьба с православием, борьба настолько ожесточенная, что люди, ненавидевшие русских, тем не менее пустили в ход дореволюционный «русизм», лишь бы только народ забыл о христианстве. Этот культ внедрялся в 30-е годы одновременно с насаждением атеизма, гонениями на Церковь, разрушением храмов, преследованием священнослужителей и т.д. Тем не менее, советский «праздник Елки и Деда Мороза» никогда не воспринимался людьми как «Противо-Рождество», он сразу же превратился в «Тень Рождества», в платоновский «Отблеск Рождества в Пещере Теней». Ибо он вобрал в себя многое из того, что призван был заместить. Даже в образе Деда Мороза есть что-то от сельского русского батюшки, который по условиям советского времени потерял приход и устроился работать деревенским почтальоном.

Парадокс состоит в том, что «советизация» рождественского праздника, с одной стороны, обернулась его демонстративным «обрусением», а с другой стороны, сделала этот праздник более универсальным. Новогоднему мифу, как элементу советского культурного наследия, даже не требуется дополнительная «русификация»: он изначально был сделан для русских, с отсылкой к миру русских сказок и русской литературы. Продукт получился годный, полезный. Не будь большевиков, его бы все равно стоило изобрести (не случайно голливудский культ Санты тоже проэволюционировал в сторону деклерикализации). Замечательное, на мой взгляд, изобретение: отделить уютно-домашние ритуалы рождественского праздника от религиозного содержания и сделать их приемлемыми для атеистов и адептов нехристианских конфессий. Если вы не хотите «грузить» своего ребенка христианской религией, то вот вам «Светское Рождество» с Дедом Морозом. А если хотите, то у вас будет сразу два рождественских праздника. И это, кстати, тоже замечательно: в глазах большинства современных русских (и православных) эти праздники не конкурируют между собой. Можно прекрасно отмечать и Новый Год с Дедом Морозом, и Рождество с младенцем Иисусом и Св.Николаем. Изначальный антихристианский посыл советского празднования давно исчез, а сам Дед Мороз воспринимается как акцентировано-русский вариант Св. Николая, в пику зарубежному образу Санта Клауса. Причем культ Санта Клауса выглядит беднее из-за отсутствия канонического женского персонажа (что создает проблему для Голливуда). Я не верю, что в ближайшие 1000 лет русские откажутся от этого изобретения и забудут о нем по мотивам «борьбы с советским наследием».

Кстати, «Светское Рождество» небесполезно и Церкви, вопреки иногда раздающемуся брюзжанию. Под видом сугубо светского праздника по сути подаются элементы христианского культа и христианской духовности, тем самым приоткрывая перед юными жителями страны калиточку в церковную ограду. Сами родители, без всяких расходов со стороны Церкви, из года в год преподносят этот слегка модифицированный рождественский культ всем детям страны. А голливудский Санта-Клаус со всех телеэкранов усиливает эффект и навязывает однозначное отождествление светского советского Деда Мороза с праздником Рождества.

Впрочем, это только до той поры, пока спят русские язычники. Меня всегда удивляло это в неоязычниках: люди пытаются реанимировать давно забытые культы славянских богов, игнорируя при этом живой и массовый культ полуязыческого Деда Мороза и стопроцентно языческой Снегурочки. А ведь Церковь Деда Мороза - это не только десятки миллионов готовых адептов, но и немалые денежные потоки. Объявили бы его официально зимней ипостасью Даждьбога, и взяли бы кассу. Для начала - получили бы возможность заработать, предоставляя публике «освященных» Дедов Морозов, умеющих проводить «аутентичный древнеславянский» дедморозовский ритуал. Опираясь на могучие плечи Деда Мороза, можно было бы популяризировать и других древнерусских богов, чтобы сделать культ всесезонным. Причем большую часть работы по популяризации проделали бы коммерсанты, производящие сувенирную продукцию и игрушки.

Предвижу, мы еще доживем до времен, когда православные и языческие священники, вместо совместного брюзжания на Деда Мороза, будут устраивать публичную дискуссию на тему «Они украли Наше Все!» И предчувствую, что финальную точку в этой полемике поставят простые русские обыватели: «Шли бы вы, господа, со своими претензиями… по своим храмам. Это не ваше все, это НАШЕ ВСЕ». Церковь Деда Мороза на самом деле уже существует: как демократичная, безжреческая, беспастырская, «беспоповская» конфессия, где всем без исключения заправляют сами верующие, кто во что горазд. Потому на нее и брюзжат.

Скажете: это не настоящая религия, а пародия на религию, «симулякр». На самом деле все наоборот: изначальные религии существовали именно в таком, «дедморозовском» формате, а все остальное накручено «Волей к Власти». И еще надо разобраться, у кого вера крепче и чище: у Папы Римского или у малыша, ожидающего подарков от Дедушки Мороза.

Приложение. Символ веры «Церкви Деда Мороза»:

«Верую в Новый Год, что будет лучше Старого. И в Елочку Нарядную Светоносную. И в Деда Мороза Подарки Дарящего и в Великом Устюге обитающего. И в Снегурочку, Внучку Его единородную, иже пред Новым Годом Бабой Ягой похищаема, и лесными зверятами и малыми ребятами из беды выручаема. Исповедую вокруг Елочки хороводов вождение и взаимное Подарков дарение всем близким и добрым людям. Чаю радости и веселия, и шампанским причащения, и салата оливье вкушения. И да будет новый Новый Год, и отыщется Снегурочка, и зажжется Елочка, и откроет свой мешок Дед Мороз, и подарит Подарки. И те, кто хорошо себя вел, получат Подарки большие. А кто плохо себя вел, получат Подарки малые. И да пребудет так во веки веков. Аминь».

культурология, религия, СССР

Previous post Next post
Up