Недавняя история с «дворником-ниндзя», на мой взгляд, сама по себе в комментариях не нуждается: разумным людям и так все ясно, а идиотов и садистов все равно ни в чем не убедишь. Похоже, стараниями толерантной общественности к старому мему
«Таджикская Девочка» прибавится мем «Узбекский Дворник». И здесь возникают вопросы скорее метафизического плана, из серии, кто победит: несокрушимая стена или всесокрушающее ядро. Если когда-нибудь «Узбекский Дворник» покалечит «Таджикскую Девочку» (а это весьма вероятно по этнокультурным причинам), то чью сторону примет толерантная общественность? «Коммерсант», понятное дело, станет на защиту УД, учитывая национальность хозяина этого холдинга. А вот остальные издания наверняка постараются отыскать «третьего русского».
Внезапная любовь к дворникам, охватившая оба крыла власти (по Пелевину) - как силовых чекистов, так и либеральных чекистов, - связана с тем, что они видят в дворнике родственную душу. Дворник в ипостаси Сторожа и Вахтера - это прообраз работника политической полиции. По сути, дворник - это личинка чекиста. Естественно, любой биологический организм испытывает симпатию к своим личинкам, и чекисты - не исключение. В каком-то смысле, всю историю России с 1917 года можно свести к следующему: «Дворня свергла дворян и передала власть дворникам».
Собственно, в этой истории было бы все очевидно даже без упоминания национальности дворника. Вызывает удивление именно педалирование национальной темы охранителями, с целью
довести русских до белого каления, переваливая вину на искалеченного ребенка, оказывая бессовестное давление на его мать и т.п. Похоже на очередное проявление нахрапистого «володинского» стиля во внутренней политике: «Националисты любят использовать такие истории для самопиара. А вот мы возьмем, навалимся бескостными языками и переиграем националистов на их собственном поле». Просматривается также желание расширить клин между национальным и «толерантным» крыльями оппозиции. Заранее известно, что «толерантные» чисто рефлекторно клюнут на любую антирусскую чухню, и тем самым вызовут у русских очередную порцию отвращения к оппозиции.
Наиболее рациональной и полезной мне кажется
версия Натальи Холмогоровой: просто кто-то испугался, что люди начнут задавать вопросы о первопричине этого инцидента, о бессовестной коррупции в сфере ЖКХ. С какой стати дворники у нас - иностранные нелегалы, работающие за кусок хлеба и живущие в мусоропроводе, в то время как официально, по бумагам у них числятся вполне приемлемые зарплаты, а нередко и служебное жилье? Вот, кстати,
любопытная статья, опубликованная еще пять лет назад, где тема эксплуатации дворников-рабов раскрыта с цифрами и фактами.
В этой статье подсчитывается, что по существующим расценкам в системе ЖКХ зарплата дворника в Москве должна достигать 30 тыс. рублей. Это на 2007 год, а сегодня эту цифру нужно увеличить до 35-40 тыс. рублей. Разница между этой цифрой и реальными мизерными зарплатами дворников идет в карман мафиози от ЖКХ. 35 тысяч - совсем неплохая зарплата даже для Москвы. У меня есть не мало московских знакомых, которые работают за 20-25 тыс. в профессиях, где условия труда не так уж сильно отличаются от дворницких, и притом нужно добираться на другой конец города. А для провинциала из глубинки - это вообще Большие Деньги.
Два года назад московская мэрия озвучивала идею набирать дворников и других работников ЖКХ из ближайших к Москве депрессивных русских регионов. Но сегодня об этой инициативе почему-то ничего не слышно.
При такой зарплате, вполне сравнимой с зарплатой московских врачей и учителей, и требования к дворнику разумно повысить. Дворник - это не
«ж*па с метлой» (как считала группа «Агата Кристи» и ее покровитель В.Сурков). Дворник - это социально значимая профессия. При желании, дворник может совершить много пакостей жителям окрестных домов: навести бандитов на квартиру, изучив график отсутствия ее хозяев; помочь похитителям ребенка; подсыпать битое стекло в детскую песочницу; вылить в систему вентиляции ядовитую жидкость и т.д. и т.п. Да и сам по себе немытый и нелеченный житель мусоропровода, вычесывающий блох и харкающий туберкулезом (весьма частая болезнь южан, попадающих в наш климат), представляет собой опасность для жителей, особенно для детей. Такие дворники объективно снижают качество жизни москвичей.
Дворники, безусловно, должны периодически проходить осмотр у врача и у психолога. Дворником не может работать человек с судимостью, или нелегал, который в любой момент может «раствориться в пространстве». Дворник должен хорошо говорить по-русски и дружелюбно улыбаться прохожим. Дворник должен хорошо знать жильцов и работать в контакте с участковым, оповещая полицию о правонарушениях, о подозрительных чужаках и т.п. Дворник (за отдельную плату) мог бы присматривать за маленькими детьми, играющими на детской площадке, оповещать их родителей, если что-то пошло не так. В идеале такой дворник должен быть коренным жителем и патриотом своего города, жить в одном из домов, расположенных на убираемой им территории. Короче, впору создавать «Движение за Дружелюбного Дворника».
Иногда приходится слышать мнение, что если дворники будут получать все, что им полагается официально, а все возможности коррупции будут пресечены, то пропадет и экономический смысл завозить контингент из Средней Азии. Однако было бы наивно предполагать, что коррупция в ЖКХ и в целом желание бизнеса нажиться на дешевой и бесправной рабочей силе - это первопричина миграции. Наиболее могущественные корпорации РФ (топливо, энергия, сырье, металл, агрохолдинги) труд мигрантов практически не используют. Для тех, кто «держит контрольный пакет» РФ, курс на бесконтрольную миграцию является чисто политическим решением. Какие у них при этом мотивы на первом месте - замещение «политически неблагонадежного» коренного населения или просто поддержка дружественных режимов Средней Азии, - вопрос отдельный. В любом случае, первичной является директива «пропустить через границу и трудоустроить как можно больше азиатских мигрантов», а уже потом чиновники и бизнес, кто во что горазд, стараются получить как можно бонусов от ее исполнения. Возможность получить свою долю выгод от миграции начальству средней руки дают специально, чтобы задавали поменьше вопросов и не задумывались о том, к чему это все приведет.