И все-таки гладиаторы были супергероями

Aug 24, 2012 00:52

Егор Холмогоров пишет: «Тацит одной фразой в "Истории" убивает всю мифологию, наверченную в сериале "Спартак" вокруг супергероев-гладиаторов, крошащих римских легионеров десятками. - "Однако гладиаторы по своему боевому опыту не могли сравниться с солдатами..." - При борьбе за остров посредине реки По отряд гладиаторов покрошили даже не легионеры, а вспомогательные отряды германцев».

Нельзя забывать, что речь идет об эпохах, разнесенных на полтора столетия. Во времена Спартака в гладиаторы попадали в основном бывшие военнопленные, у которых было предостаточно реального, а не только спортивного боевого опыта. Известно, что войска Митридата тренировали римские инструкторы, из числа непримиримой оппозиции, так что у этих пленных квалификация была не хуже, чем у римских легионеров. То есть, спартаковцы были «два в одном»: когда нужно, могли действовать как обычные легионеры, а когда нужно - могли смущать этих легионеров непривычными для тех приемами из арсенала гладиаторов.

Разумеется, опыт арены - это опыт зрелищных поединков, а реальные военные сражения тогда представляли собой столкновения больших масс «стенка на стенку». Тем не менее, в решающие минуты сражения боевая линия могла ломаться, строи смешивались, и бой разбивался на поединки. И здесь средний гладиатор превосходил среднего легионера, потому что будни последнего состояли не из непрерывных упражнений в фехтовании (как у гладиатора), а в основном из шанцевых работ и переноски тяжестей. Кроме того, средний легионер, привыкший полагаться на дисциплину и сплоченный строй товарищей, мог чувствовать себя неуверенно в ситуации «кучи малы», тогда как для гладиатора эта ситуация была хорошо знакомой. Не случайно, кстати, что в эпизоде, на который ссылается Холмогоров, гладиаторов, попавших в трудную ситуацию, «покрошили» не легионеры, а варвары-германцы, тоже привычные к сражениям в «куче мале». Успехи Спартака, как я думаю, объяснялись тем, что применяемые им тактические приемы позволяли превратить правильное линейное сражение в «кучу малу», где поединщики-гладиаторы могли показать себя во всей красе, а легионеры из числа не очень опытных призывников терялись и впадали в панику.

Аналогией здесь является различие тактики французов и англичан во времена парусных флотов. Французы делали ставку на искусное маневрирование боевой линией как целым, на войну «по науке», тогда как англичане стремились «сломать» линию и превратить сражение в «кучу малу», в сумму отдельных поединков между кораблями, когда могло во всей полноте проявиться превосходство их более опытных в морском деле капитанов и экипажей. Именно в этом приеме заключался секрет побед Нельсона.

Еще один важный бонус гладиаторов заключался в их патологическом бесстрашии и одержимости, тогда как средний легионер не был ни берсеркером, ни самоубийцей. Хотя кое-кто стремится представить гладиаторов этакими реслингистами, которые лишь имитировали смертельную борьбу, проливая вместо крови томатный кетчуп, сами древние относились к ним иначе. Вот что пишет Анней Флор о последнем сражении Спартака: «Сражались не на жизнь, а на смерть, чего и следовало ожидать, когда командует гладиатор». Вряд ли он стал бы так писать, если бы речь шла об аналогии нашего реслинга. Реальная смертоносность гладиаторского «спорта» была для современников чем-то самоочевидным. Рассуждения о том, что нерентабельно де вкладывать время и деньги в тренировку бойцов, которых убьют в первом же бою, вызваны непониманием контекста эпохи. Никто в античности не продавал билеты за доступ на игры, чтобы «отбить» расходы. Гладиаторов в конечном счете оплачивали политики, чтобы заслужить популярность и подчеркнуть свой статус. Это античный вариант индейского «потлача». Расходы на игры шли не по линии коммерции, а по линии политической рекламы. И на кону стоял не копеечный доход от продажи билетов, а власть и должности, дававшие доступ к серьезным ресурсам и возможностям.

Допустим, стоимость подготовки одного супергладиатора составляет миллион долларов. В то же время стоимость предвыборной кампании Обамы по официальным данным составила 2500 миллионов долларов. Если бы в Америке в ходу были гладиаторские игры, как предвыборная технология, то Обама, вместо того чтобы тратить эти деньги на СМИ, мог бы купить 2500 гладиаторов. То есть, в каждом из 50 штатов устроить игры с участием 50 гладиаторов (как раз масштаб сериала «Спартак»). И вряд ли кандидаты в президенты в этой ситуации стали бы экономить жизни бойцов. Напротив, за дополнительный процент рейтинга они предпочли бы убить всех гладиаторов поголовно.

( Да, кстати, я еще не забыл, что должен своим читателям окончание текста «Кто стоял за восстанием Спартака» )

история, Рим

Previous post Next post
Up