Синдром расчеловечивания

Jan 24, 2012 13:34

Я поразмыслил и сделал вывод, что, пожалуй, слишком резко обошелся с Астерротом. Ту реплику, которая вызвала мое возмущение, скорее следует отнести по линии расстроенных отцовских чувств, чем по линии «политического маневра». И я сомневаюсь, что он, по трезвом размышлении, действительно будет реализовывать свой «злобный план мести», - скорее, это минутный эмоциональный выхлоп. Но извиняться не буду, потому что даже при таком наплыве эмоций взрослый человек не должен забывать, что «на той стороне» - ТОЖЕ ДЕТИ. В такой ситуации цивилизованный человек принципиально не должен становиться в позу брутального непримиримого конфликта, где противную сторону нужно «мочить» без жалости любыми средствами. Иначе мы повсеместно будем свидетелями примерно таких модельных ситуаций: два пятилетних ребенка повздорили в песочнице, один отобрал у другого игрушку, но тут прибежал возмущенный папаша со стволом и застрелил «преступника» («одним скинхедом будет меньше»).

Астеррота оставляю наедине с его личными тараканами (и закрываю исходный пост), а моральное негодование обрушу, пожалуй, лучше на тех собеседников растревоженного отца, которые, вместо того, чтобы направить его мысли на более конструктивный путь, стали подыгрывать минутной истерике. И особенно гадко, что среди таких комментаторов я заметил известных в ЖЖ профессиональных педагогов. Казалось бы, педагог должен был объяснить отцу, что отторжение ребенка коллективом может иметь тысячу разных причин, из которых «глобальный заговор детей-нацистов» - самая маловероятная. Должен был объяснить, что идея возвратить гармонию в школьную жизнь ребенка путем тотальных репрессий в школьном классе - это верх идиотизма. Вписать ребенка в детский коллектив путем запугивания и репрессий невозможно в принципе. Такая попытка в конечном счете нанесет еще больший удар по психике ребенка, потому что он гарантированно окажется в коконе всеобщего отчуждения. Исключение - если есть намерение воспитать из ребенка заведомого садиста, которому доставляет наслаждение страх и бессильная ненависть окружающих. Но для этого необходимо иметь соответствующие задатки, а у нормального ребенка из интеллигентной семьи от этого поедет крыша.

Вот, кстати, интересная тема: исследование жизненных обстоятельств, прежде всего обстоятельств взросления и воспитания, которые заставляют человека претворять негативные идеологические установки в отношении определенной группы в практическую плоскость. Одно дело - не любить определенную национальность (русских, евреев, чеченцев и т.п.) «концептуальным образом», другое дело - реально взять нож и перерезать горло первому попавшемуся ребенку «плохой» национальности. Или - взять и написать донос, чтобы у нормальных родителей отобрали ребенка. Понятно, что между одним и другим - пропасть, и путем сугубо «идейного поиска» психически здоровый человек эту пропасть не перешагнет. Тут нужен либо страшный травмирующий жизненный опыт (как у людей, переживших войну, погромы, у беженцев), либо специфическое воспитание (как у представителей архаичных народов). Но как быть со случаями, когда подобную реакцию проявляют люди, выросшие в цивилизованном городском обществе и никаких страшных трагедий не пережившие? А ведь по спокойной реакции указанных господ-педагогов можно было сделать вывод, что в сходной конфликтной ситуации они тоже склонны «оформлять» на скорую руку групповой образ врага, «расчеловечивать» его и с полным сознанием моральной правоты расстреливать в песочнице пятилетних детей. Откуда эта оголтелость?

P.S. Вот как эта ситуация разобрана взвешенно и на относительно нейтральной площадке.

вопросы этики, педагогика

Previous post Next post
Up