1. Актуальное «определение» русскихВ последнее время стали модными разговоры о русских как о «чистом листе», о «просто метке», содержимое которой еще должны примыслить «премудрые пескари». Одни хотят записать в русские все население России, другие - наоборот, выделить неких «чисто русских», исходя из своих сугубо интимных концепций, малопонятных
(
Read more... )
Впрочем, в рамках вашей реконструкции как целого это довольно-таки второстепенная деталь. Более серьезной мне кажется другая сложность.
Смысловое наполнение русской записи в советском паспорте - это не только сохранение верности русскому имени в период гонений на все русское. Ведь этот период длился относительно недолго, и на смену ему уже при Сталине пришло другое время. В позднесталинскую и послесталинскую эпоху русская запись в паспорте уже не была однозначной стигмой, а одновременно накладывала ограничения и давала дополнительные возможности. Существовали неписаные, но строго соблюдаемые законы, определявшие, в какой степени представители разных "национальностей" могут допускаться к занятию тех или иных должностей. Например, в нерусских союзных республиках ряд руководящих постов для русских был закрыт и зарезервирован для "местных", но при этом первым заместителем местного кадра обязательно назначался русский. Когда отбирали кандидата, которому предстояло первому полететь в космос, руководство партии потребовало, чтобы это обязательно был русский из крестьян. В некоторых важных карьерных областях (например, в силовых структурах) русская национальность была преимуществом, а не препятствием. А при поступлении, например, на мехмат МГУ с чисто прагматической точки зрения было выгоднее иметь в паспорте русскую, а не еврейскую запись. И все это, конечно, стимулировало многих представителей этнических меньшинств прилагать усилия, чтобы получить официальный статус "русских". Я думаю, если исследовать, какую паспортную национальность выбирали себе дети от смешанных браков между русскими и нерусскими после 1948 года, мы увидим, что в большинстве случаев они записывались русскими. И это отнюдь не означало, что они отказались от альтернативной идентичности.
Наконец, сам вопрос "кто русский" имеет политико-практическое значение лишь в одном аспекте: "кто должен иметь упрощенную возможность иммигрировать в Россию и в ней натурализоваться". И здесь от трудностей с размытой границей не уйти.
Reply
По поводу метисной "толстой границы этноса" я писал отдельный текст. Ситуация папа - одна национальность, мама - другая, как раз сюда и относится. Это граница - особцый случай, тут ничего не поделаешь, она есть у любого этноса. Я уж тут не стал педалировать, что надо смотреть все советские архивы, а не только последнюю запись в паспорте. Но с другой стороны, многие из этих людей уже успели эмигрировать или вернуться к открытому "исповеданию" альтернативной идентичности, т.е. фильтр на "постсоветский период" они не проходят. В многие, уверен, так и остались русскими - и пусть себе ими будут.
***Наконец, сам вопрос "кто русский" имеет политико-практическое значение лишь в одном аспекте: "кто должен иметь упрощенную возможность иммигрировать в Россию и в ней натурализоваться". И здесь от трудностей с размытой границей не уйти.***
Вот как раз здесь несущественно. Не вижу особой проблемы в том, чтобы упрощенно принимать в Россию всех, кто в СССР числился русским. Если у человека 1 родитель русский - все равно надо принимать, это наша кровь на 50% (особенно учитывая нашу демографию).
Reply
А сколько миллионов таких "не отказавшихся от альтернативной идентичности"?
Reply
Leave a comment