Стакан был наполовину полным (о правильном отношении к Российской Империи)

Mar 04, 2011 15:40

Многие неадекватно оценили мой разбор проблемы рабства и крепостного права в России как «очернительство» и «широпаевщину». Между тем, я сделал весьма актуальную вещь как раз в плане апологетики: четко очертил тот участок российской реальности, попытка оправдания которого дискредитирует самого оправдывающего. Любой здравомыслящий апологет, честно признавая это «темное пятно», может компенсировать его указанием на позитивные аспекты Российской Империи, на объективные трудности и проблемы и т.п. А умный апологет еще и скажет спасибо, разобравшись, что мой подход позволяет сократить «темную зону», и поместить в нее не все целиком крепостное право, а только его рабскую часть (применительно к помещичьим крестьянам), охватившую 40% населения России. И к тому же не на всем историческом диапазоне, а только начиная с роспуска поместного ополчения (примерно 150 лет: 1711-1861 гг.).

Даже к серийному маньяку можно вызвать сочувствие, если рассказать о его трудном детстве, показать юношеские рисунки, дать свидетельства его любви к котятам и т.п. Но глупо и дико оправдывать сами его преступления, - это автоматически вызывает отторжение и ко всей остальной апологетике. Это как с поклонниками советской эпохи: дураки носятся с Лениным-Сталиным и восхваляют Гулаг, а умные рассказывают про 60-70-е годы, науку, образование, космос, доброго дедушку Брежнева. Для Российской Империи «эталонно-светлым периодом» являются 1861-1916 гг., когда элита осознала прежние ошибки и взяла курс на строительство нормального общенационального государства. Свет, исходящий из этого периода, позволяет задним числом облагородить и предшествующую историю, истолковать ее как постепенную (пусть не всегда последовательную, пусть с ошибками) подготовку к строительству нормального русского государства. За этот период можно и нужно бороться ( я и сам занимался такой апологетикой, полемизируя с С.М. Сергеевым). Даже если оставить в стороне достижения Империи в предшествующие годы (такие как ликвидация крымско-татарско-кавказских нашествий, опустошавших южные русские регионы), то одного этого периода хватит, чтобы обосновать глупость и самоубийственность революции 1917 года, которая оборвала устойчивый эволюционный путь развития страны.

Кто-то может спросить, а зачем вообще нужно возиться с Российской Империей? «Пусть мертвые хоронят своих мертвецов, а мы пойдем в будущее» и т.п. Проблема как раз в будущем и настоящем. Мы, современные русские и альтернативно-русские, биологически являемся потомками в основном низших сословий РИ, тех, кто был в рабстве и крепостном праве, пахал землю, погибал на полях сражений. Однако в духовном смысле, в плане языка, культуры, самосознания и общего устройства мозгов, мы, в значительной мере, - потомки высших сословий, которые всю эту культуру довели до ума. Обобщенные «Пушкин и Суворов» для нас - такие же родные прадеды, как и биологические предки, крепостные Пушкина и Суворова. И если в сознании Пушкина и Суворова были определенные проблемы и перекосы, то эти проблемы наверняка и у нас «сидят в подкорке», в любой момент могут оттуда вырваться и испортить наше настоящее и наше будущее. И будет у нас второе крепостное право, потом второй 1917 год, и так по кругу до бесконечности. Разбираясь с нашей историей и культурой, отделяя плохое от хорошего, простительное от непростительного, мы на самом деле наводим порядок в собственном сознании. Мы не можем «аннулировать» сами себя, но и принять целиком свое прошлое - тоже не можем. Все, что нам остается: честно отказавшись от сусального «принятия всего» и указав на проблемы, тем не менее, оптимистично настаивать на том, что «стакан был наполовину полным». Да, 40% населения были рабами, пусть в мягком варианте, не по-американски, но все же рабами. Но зато целых 60% рабами не были. В большинстве своем, мы даже в самые темные времена Российской Империи рабами не являлись.

история, Российская Империя, русские

Previous post Next post
Up