Американские «регионалисты-деревенщики» и их русские коллеги

Jan 26, 2011 12:57

В блоге «Толкователя» - интересная заметка о процветании американских меннонитов, которых по российской классификации вполне можно назвать «регионалистами-деревенщиками».



«Основой их веры считается честный труд на земле. Меннониты в большинстве своём - потомственные фермеры, сегодня их продукция часто сертифицируется как органическая, что позволяет им продавать свой урожай в 2-3 дороже, чем у «промышленных» фермеров. Кроме частных угодий меннониты содержат и общественные поля, находящиеся под присмотром Совета старейшин (также поступают и близкие к ним по вере амиши). На выручку от продажи урожая с этих полей местные жители поддерживают дороги в надлежащем состоянии, платят зарплату школьным учителям, кузнецу, акушерке. …Программы в местных школах утверждаются Советом старейшин. …Законодательство США позволяет им иметь самоуправление, и федеральные власти предпочитают не вмешиваться в их образ жизни, уважая их религиозный выбор. «Исполнительная власть» в их городках принадлежит выборному Совету старейшин, «законодательная власть» осуществляется неким подобием референдума».

Меннониты процветали и в России, пока большевики не извели их, вместе с остальным крестьянством. «О них предпочитают не вспоминать и тем более не анализировать их опыт духовной и экономической деятельности», - пессимистично оканчивается заметка. А вот это не совсем верно.

В России 70-80 гг. прошлого века развивалось целое движение «почвенников» и «деревенщиков», которые пытались возродить дух традиционного отношения к земле, к природе, к сельскому труду, уничтоженный коллективизацией.

Для тех, кому это интересно, рекомендую великолепную книгу Анатолия Онегова «Русский Лес». В этой книге он по крупицам восстанавливает традиционную крестьянскую экономику Русского Севера, и в ее материальной части, и ее духовные основы. Кстати, поморов и северян в чем-то можно уподобить меннонитам (если вычесть утрированную религиозность последних). Особенную современность книгам Онегова придает то, что его версия экологизма и традиционализма прекрасно обходится без всевозможной «фофудьи».

Кстати, в отличие от многих, Онегов не только говорит, но и делает. Как только это стало возможным, он завел собственное крестьянское хозяйство и на личном примере испытал все трудности и препятствия, стоящие перед российскими фермерами. Об этом опыте он рассказывает в серии статей «Уроки земли». Писатель и сейчас, несмотря на возраст, теплую половину года проводит в деревне в Ярославской области, где у него пчелы и хозяйство.

книги, регионализм, русские

Previous post Next post
Up