Женщины в русских селеньях

Apr 14, 2010 23:39

Недавно по совету писателя А.С. Онегова прочитал «Письма из деревни» землевладельца-народника А.Н. Энгельгардта (1832-1893). Я и раньше заглядывал в эту книгу, но обратил внимание в основном на политико-утопические фрагменты, которые мне не слишком понравились (о чем я в дальнейшем напишу отдельную заметку). А вот этнографическое и бытописательное ( Read more... )

юмор, этнография, книги, русские

Leave a comment

Comments 22

Про баб ex_tritopor April 14 2010, 21:02:34 UTC
Ну, что и требовалось доказать: совок в своей социокультурной основе есть продолжение дореволюционной деревни, а послесовок - ещё глубже в ту сторону подался.

Reply

Re: Про баб the_realistic March 15 2011, 15:49:54 UTC
Первое бесспорно. Про это писал даже певец совка Кара-Мурза (другое дело, что он это "продолжение" хвалил). Причем отмечу, что деревни - холопской.

Послесовок куда сложнее. Например, из-за кучи вестернизованных бизнесов и крупной прослойки офисного планктона и менеджеров среднего звена. Происхождение этого слоя - из представительств инофирм в Москве и аффилированных с ними российских фирмешек.

Reply


alexvelikoross April 15 2010, 09:08:31 UTC
<Отсюда, от этой селекции - особое качество и жизнестойкость русского крестьянина и русского солдата, на которых стояла Российская Империя.

гениальный вывод

Reply

kornev April 15 2010, 10:22:56 UTC
Ну надо же закончить текст на положительной ноте? :-)

Reply

alexvelikoross April 15 2010, 11:45:51 UTC
Удалась :)

Reply


new_space April 15 2010, 10:21:14 UTC
Да..., а где же "общинный коммунизм" русской деревни, неужели всё выдумки? Странно, что в стране с такой "кузницей" людей смогла всё же случиться революция.
Не удивительно, что при такой деревенской жизни элита совсем не опасалась революции.

Reply

kornev April 15 2010, 10:28:53 UTC
Полкниги Энгельгардта - куча примеров, где показано, что коллективная работа в колхозно-советском понимании - это нечто радикально противоречащее крестьянскому менталитету. И в то же время человек бредил колхозами (сельхозартелями), доказывал их экономическую целесообразность. "Общинность" крестьянства выражалась не в коммунизме, а в "коммунализме", от слова "муниципалитет". В том, что касается работы и собственности, крестьянин - упертый собственник-единоличник.

Революция случилась потому, что крестьян развели с вопросом о земле. Психология такая: "пофигу, что там большевики будут в городах делать, а нам главное, чтобы землицы добавили здесь и сейчас".

Reply

new_space April 15 2010, 12:01:45 UTC
То есть "бедного" несознательного крестьянина снова обманули?

Reply

kornev April 15 2010, 12:11:25 UTC
Надо что-то одно выбирать: или вы признаете крестьянина принципиально "несознательным" в вопросах политики, требующим управления со стороны более образованных сословий, или тогда уж "крестьяне всеми нами должны руководить", раз они такие умные.

Reply


Всё логично kuznetsov_spb April 15 2010, 13:12:18 UTC
Женщины (сознательно или подсознательно) заботятся о потомстве, поэтому материальная составляющая для них важнее чем для мужчин.

Reply


oliolog April 15 2010, 15:27:27 UTC
Мне думается, автор землевладельц-народник А.Н. Энгельгардт весьма субъективен, и с женщинами ему в личной жизни скорее всего не повезло, попробую найти его биографию. Жизнеописания русского народа можно найти и у Пыляева и Забылина - не менее увлекательно и с большей симпатией написано.

Reply

kornev April 15 2010, 15:49:14 UTC
У него как раз нормальная семья, полная, "толстовская". Двое детей стали известными личностями - это уже о чем-то говорит. Изначально он - интеллигент профессор химии, был выслан в деревню, в свои владения, из-за агитации среди студентов. Судя по запискам, личность вполне гармоничная, нашедшая себя. И при деньгах притом, финансово независим. Таких нормальных среди известных личностей в те времена еще поискать.

К крестьянам он относится весьма благожелательно, просто знает их хорошо, потому много лет общался с ними не как этнограф, а непосредственно по делу, просто с ними жил и работал. Он и хорошее о них рассказывает, в том числе о женщинах, и плохое - все как есть.

А кто такой Пыляев? Это ведь театрал, откуда ему крестьян знать? Забылин - собиратель обычаев, мифов, сказок - это искусственные навороты. В изучение самой крестьянской жизни в ее повседневности он не погружался. Эти авторы - стилизаторы, которые в пенсне крестьян рассматривали, а потом рисовали лубок. А Энгельгардт реально варился в этом соку многие годы.

Reply

oliolog April 16 2010, 13:08:39 UTC
Да, наверное вы правы насчет Пыляева и Забылина. Спасибо за подробный ответ.

Reply


Leave a comment

Up