Китай смущенно отдыхает: рост населения в «России без абортов»

Feb 05, 2010 12:58

По данным официальной статистики, с 1960 по 2008 гг. в РСФСР / РФ было совершено чуть менее чем 189 миллионов абортов. В некоторые годы количество абортов достигало 5,5 млн., а соотношение рождений и абортов приближалось к 1:3. Большинство этих людей сегодня были бы в расцвете сил, а многие успели бы обзавестись детьми и внуками. Ниже приводится сугубо любительский расчет этой «альтернативной демографии».



Красная кривая показывает расчет численности населения при условии, что абортированные россияне рождают потомство и умирают с теми же общими коэффициентами, что и реальные (с учетом запрета абортов). Численность населения «России без абортов» составила бы к началу 2009 г. более 527 миллионов человек (при старте 1 января 1960 г. с численности 119 млн. человек).

Заветная мечта патриота: китайцы такой России не страшны, - наоборот, они сами в испуге начнут ремонтировать Стену. В Сибири возникла бы такая же плотность населения, как сегодня в Поволжье, а Средняя Россия вышла бы на уровень Западной Европы. Русские мигранты затопили бы Казахстан, Кавказ, Среднюю Азию, Аляску, приграничные районы Китая. Нишу недорогих азиатских гастарбайтеров в России и прилегающих странах прочно занимали бы массы наших соотечественников.

Зеленая кривая учитывает, что демографический взрыв мог вызвать значительное падение уровня жизни и повышение смертности. При быстром росте населения, за которым не поспевает экономика и инфраструктура, следует ожидать роста смертности от недоедания, болезней, наркомании, криминала и т.д. При увеличении доли молодежи, на фоне социального коллапса, возрастает вероятность гражданских беспорядков и связанных с ними потерь. Впрочем, в мире есть страны, где сверхвысокая плотность населения, нищета, антисанитария и терроризм уживаются с низким уровнем смертности (например, Индия, где смертность вдвое меньше, чем в РФ). Рейтинг стран по общему коэффициенту смертности не обнаруживает корреляции с рейтингом по плотности населения.

Все же примем, что в России за порогом в 150 млн., каждый дополнительный 1 млн. человек прибавляет 0,1 к общему коэффициенту смертности (на 1000 населения). При населении ок. 300 млн. это дает «африканскую» смертность на уровне 25, которая наблюдается в странах, где царит голод, СПИД и к тому же идет война. При населении ок. 500 млн. мы получили бы запредельную смертность ок. 50 (т.е. 5% в год), соответствующую кровавой гражданской войне «все против всех» (как в Сомали). Парадокс, но даже в этом наихудшем сценарии численность населения «России без абортов» сегодня превышала бы 300 миллионов. А в 1993 году страна достигла бы демографического максимума в 346 млн. чел.

Еще раз подчеркнем, что это не «самый реалистичный», а «самый худший» сценарий. Реалии оказались бы где-то посередине, на цифре 400 млн. человек. Население в такой России было бы гораздо более молодым, агрессивным, нетерпимым, «красным», «скинхедским». Вероятно, 1993 год окончился бы принципиально иначе, каким-нибудь неосталинизмом или Дэн Сяопином. По спаду «зеленой» кривой можно прикинуть, сколько человек из числа «врагов народа» они там поставили к стенке (шутка).

Итак, запрет абортов «побивает все», включая голод, СПИД и шоковые реформы. Запретив аборты, хрущевско-брежневский СССР мог бы вести перманентную неядерную войну со всеми своими соседями, включая Китай, и при этом страдать от перенаселенности. И наоборот, никакая «природная плодовитость» населения не спасет его от вымирания, если семьи в силу отсутствия денег и жилья выбирают аборт. Вынужденная мода на аборты, начавшаяся в середине 50-х гг., сократила население России на 160-380 миллионов человек.

Нередко приходится слышать, что если бы не революция и большевистские эксперименты, то численность населения Российской Империи к концу XX века достигла бы 600 млн. чел. На фоне проведенных расчетов, эти оценки кажутся заниженными. Даже после демографических катастроф начала и середины века, при самом худшем сценарии, простой отмены абортов в 1960 г. хватило бы, чтобы за 33 года увеличить население отдельно взятой РФ со 119 до 346 миллионов человек (без Украины, Кавказа, Казахстана и Средней Азии).

Напрашивается вывод, что отмена запрета на аборты при Хрущеве проведена не из соображений «либерализации», а по сугубо экономическим причинам. Советская экономика просто не справилась бы с таким взрывным ростом населения. Всю эту массу людей большевики элементарно не сумели бы прокормить, не знали бы, куда поселить. Они это просчитали, убоялись плодовитости населения и вполне сознательно дали ему возможность «саморегулироваться», ориентируясь на реально доступное количество пищи и жилья. Только с этим связано относительное изобилие брежневского времени. Если забросить в брежневскую эпоху сотню-другую миллионов голодных детей, то по уровню жизни она упадет ниже сталинской. (Кстати, подобный эксперимент был проведен в Румынии, и все знают, чем это закончилось)

Хочется сделать некоторый выговор экспертам-демографам, которые упорно пытаются не видеть в российской демографической специфике «ничего необычного». Они рассматривают падение рождаемости как выбор, основанный на сознательном отказе от многодетной модели семейной жизни. Однако «контрацептивный» спад рождаемости в комфортной Европе, вызванный нежеланием возиться с детьми, не имеет ничего общего с вынужденным «абортивным» поведением в ледяной российской пустыне. Это как в подводной лодке или на космическом корабле: отказ о потомства жестко детерминирован ограниченным числом кают, тюбиков с пищей и баллонов с воздухом. Российские родители не «планируют семью», а задним числом убивают уже почти готовых детей, чтобы не тесниться как сельди в бочке. Это как в природе: если мало пищи, то гриф убивает одного птенца и скармливает другому. Чуть только этот прессинг убрать, и плодовитость грифов автоматически возрастает вдвое. Так же и с россиянами: убрать барьер по жилплощади в городах и нищету в деревнях, и все дворы заполнятся бегающей мелюзгой.

Источники «сырых» данных:
Все источники сугубо общедоступные:

Росстат: http://www.gks.ru/

Таблицы, представленные на сайте «Демоскоп» (источники там указаны): http://www.demoscope.ru/weekly/pril.php

Из-за недостатка данных по годам, не кратным 5, ряд показателей по числу абортов на 100 живорождений за 1961-1984 гг. пришлось восстанавливать «на глазок» по графику, который «гуляет» в целом ряде статей (например, здесь: http://demoscope.ru/weekly/2007/0279/tema01.php).

Методика расчета:

1) Сначала пересчитываем общий коэффициент рождаемости (на 1000 населения) для 1960-2008 гг., приплюсовав аборты к живорождениям.

2) Потом каждый год добавляем к населению предыдущего года разницу между этой новой рождаемостью и смертностью. Общий коэффициент смертности для каждого года берется из реальной статистики.

3) Старт - 1 января 1960 года. (Аборты разрешены в 1955 г., но я не нашел данных за 1955-1959 гг.)

4) Для «африканской» кривой каждый год вводилась прибавка к общему коэффициенту смертности. Превышение населения предыдущего года (в миллионах) над цифрой 150 млн. умножается на 0,1.

Ограниченность этой методики:
(Знаки + и - отражают, каким образом поправка может сказаться на результате. Их количество соответствует значимости данного фактора)

+ 1) Не учитывается изменение поколенческой структуры женского населения при отмене абортов. Чем дальше по оси времени от 1960 г., тем важнее становится этот фактор. В силу относительного омоложения населения в «России без абортов», следует ожидать дополнительного роста коэффициента рождаемости и снижения коэффициента смертности (на 1000 чел. населения).

- 2) Не учитываются ограничения по частоте рождений. Часть женщин могла делать аборты несколько раз в год. Понятно, что рожать с такой скоростью они не смогли бы. Впрочем, по статистике это не частый случай. Даже в самые «урожайные» годы, на 1000 женщин репродуктивного возраста приходилось не более 150 абортов.

- - 3) Не учитывается, что часть абортов была сделана по медицинским показаниям (т.е их нельзя просто «отменить»). Их запрет привел бы к повышению смертности.

+ - - 4) Часть абортов в 1960-2008 гг. совершена подпольно (или в порядке «самолечения») и прошла мимо статистики. С другой стороны, не учитываются те подпольные аборты и детоубийства, которые совершались бы в условиях запрета на аборт (их количество могло бы резко возрасти).

- 5) Не учитывается, что некоторые «роды вместо абортов» могли бы закончиться смертью ребенка и/или матери (особенно при переполнение родильных домов). Обилие младенцев, при недостаточной медицинской инфраструктуре, привело бы к росту детской смертности.

+ 6) Не учитывается, что жертвами части абортов могли быть двойни, тройни и т.д. В статистике учитывается сам факт аборта, а не количество убитых эмбрионов. Это значит, что количество жертв аборта следует увеличить на 1-1,5%.

- - 8) Не учитывается, что при запрете абортов население быстрее приучалось бы к контрацепции. (Но не обязательно - см. ниже)

+ + 9) Сверхбыстрый рост населения и связанное с этим падение уровня жизни задержали бы приобщение основной массы россиян к современному образу жизни. Т.е. коэффициент рождаемости уменьшался бы медленнее. Людям в массе были бы свойственны меньшие запросы и более архаичные модели репродуктивного поведения. Это чаемое традиционалистами превращение России в «Белую Индию» вполне могло бы компенсировать негативный эффект всех вышеуказанных пунктов, включая голод, эпидемии и гражданскую войну. Есть прецедент центральной Африки, где население прет вверх, несмотря на коллапс всех социальных систем, хронический голод и повальный СПИД. С «правильной» ментальностью, даже войны стимулируют всплеск рождаемости (яркий пример - Чечня).

Как мне кажется, «африканская» кривая, с ее явно завышенным коэффициентом смертности, заведомо покрывает разницу между понижающими и повышающими поправками. Более строгий расчет должны провести специалисты.

Примечание. Текст изначально был размещен на ресурсе «The Confuzor»: http://confuz.ru/society/p2_articleid/701

демография, русские

Previous post Next post
Up