Отклик на «Потребление философии»

Dec 02, 2006 08:44

Не смог удержаться от комментария к следующей заметке (авторы Безмолитвенный А., Сафронов П.):

«Вопрос о применении философии в условиях общества потребления имеет смысл только при сведении к гораздо более прозаической формулировке: как продать/купить философию? И коррелятивно с ним: как убедить потребителей в том, что философию стоит покупать?»


(Она обсуждается также здесь: http://community.livejournal.com/ru_philosophy/412738.html )

Складывается впечатление, что у авторов некоторая путаница в голове, либо они чего-то не договаривают.

Из заметки не вполне ясно:

1. Что, собственно, они понимают под «философией»?
2. В чем, на самом деле, они видят проблему?

И так, попробуем выснить, чего же они хотят:

- Развивать и далее великую Традицию Философии (или одно из ее направлений)?
- Но нет, речь, очевидно, не об этом. Речь идет о коммерческом «продукте для масс».

- Удовлетворять интерес публики к философскому наследию, объясняя, истолковывая его, давая в облегченном переложении?
- Задача слишком скромная, с точки зрения авторов. Да ведь и нового ничего в этом нет.

- Прилагать философию к реальности, по заветам Ницше и Маркса, изменять мир с помощью миропонимания, которое дает та или иная доктрина? Вторгнуться «во всеоружии» в сферу политики или науки? Или хотя бы приложить это особое понимание к какой-то конкретной теме, проблеме, чтобы помочь разобраться в ней ученым, политикам, художникам, просто думающим людям?
- Опять не то. Для этого требуется содержание, а не только яркая упаковка. Вообще, в рассуждениях авторов чувствуется некий скептический цинизм, приоткрывающий, что они вообще не верят в то, что философское мышление может быть полезно для решения каких-то общественных задач.

- Заниматься ненавязчивой популяризацией философских концепций для масс? «Просвещать население», совмещая приятное с полезным?
- Но для этого ярлык «философия», и тем более выстраивание бренда под этот ярлык, не требуется. Скажем, пишет писатель роман - вот и поле для популяризации любых идей. Типичный пример - Пелевин с его буддизмом. Или снимает автор развлекательный фильм - взял и вложил в него нечто особое, «философское». Примеров не счесть. Но ярлык «это есть философия» скорее способен помешать, насторожить потребителя. Его привлекает не ярлык. И писатель, и кинематографист должны сотворить нечто действительно интересное и притягательное для людей.

- Остается последнее: авторы хотят продвигать некий продукт непременно под ярлыком «философия», и чтобы этот продукт пользовался спросом. Некое словоизвержение от имени «философии», обеспечивающее высокие тиражи. Возможно ли это? Да и нужно ли это? Нужно ли это самим людям, «публике»?
- Существует только одна целевая группа, которой эта задача, в такой ее постановке, может быть интересной. Это люди, которые уже идут по жизни с ярлыком «преподаватель философии», «историк философии», «философский научный работник», «студент профильного факультета» и хотят как-то капитализировать свою принадлежность к Цеху.

- Что можно здесь посоветовать, неформально и дружески?
- Ребята, не парьтесь. Пишите просто ИНТЕРЕСНЫЕ и ЧИТАБЕЛЬНЫЕ книги. Не сбивайтесь в кучу. Общий философский «бренд» вам совершенно ни к чему - разрабатывайте свои персональные авторские бренды, и чем больше они будут отличаться друг от друга, тем лучше. Поймите, что конкурировать вам придется не с Акуниным и Марининой, а прежде всего ДРУГ С ДРУГОМ, а также с авторами разнообразной «умственной», философской и околофилософской литературы. И конкурировать придется всерьез, завоевывая не дебила, а интеллектуального и вдумчивого читателя, который требует мысли, содержания, а не искусного жонглирования цеховой терминологией. «Конкурентоспособность» в вашем случае значит: превратить свою фамилию в уникальный авторский бренд, способный вычленить собственное подмножество заинтересованных читателей в общей массе мыслящих людей. И когда таких отечественных авторов станет много, тогда под них начнет подстраиваться издательский рынок, тогда новичкам стартовать будет легче. Тогда сами издатели будут «подкатывать» к перспективным молодым философам-из-Цеха и просить их «написать что-то интересное для публики» («Я вижу, что Вашей кандидатской можно сделать бестселлер!»).

- Что для этого нужно и можно сделать прямо сейчас?
- Прежде всего, забыть о цеховой спеси и презрении к потенциальным читателям. Это именно то, за что жизнь вас накажет, если уже не наказала.

Цитирую авторов: «Самым трудным является первый этап - спровоцировать обыденное сознание на мысль: человеку с улицы вообще не свойственно абстрактное рассуждение. Индивиды, в отношении которых это не так, обычно и становятся философами, т.е. уже располагаются по другую сторону баррикад интеллектуального производства. <...> Обыватели так основательно высосаны бытом, что на долю философии уже ничего не остается. Мысленный горизонт оказывается заполненным всевозможными концепт-эрзацами, почерпнутыми из реклам на MTV, диффузного поля «сарафанного радио» и гламурных журналов».

Видимо, по мнению авторов, люди четко делятся на две категории: «бессмысленная толпа» и «философы, члены Цеха». Не знаю как Вам, а мне очень трудно всерьез назвать «философом» человека, сознание которого замусорено столь гротескными подростковыми предрассудками.

- Проснитесь, феодализм давно закончился! Современное сложное общество включает в себя огромное количество профессиональных ниш, где требуются интеллектуальные мыслящие люди. Таких людей - МИЛЛИОНЫ. Вот это - ваша публика, а не те, кто генетически обречен восторгаться Марининой и млеть от Петросяна. Но чтобы заслужить уважение и внимание мыслящих людей, нужно не жонглировать ярлыком, а «интеллектуально производить» действительно что-то важное, интересное и полезное, что они могут по достоинству оценить.

Previous post Next post
Up