Билли! Заряжай!

Feb 14, 2015 21:06

Нынешних детей уже мало, чем удивишь. Они разбираются в современной технике нехуже тех, кто эту технику изобрел; у каждого в кармане окошко в чудесный прекрасный мир; они прекрасно знают, куда обратиться и на кого "накапать" если их вдруг из-за плохого поведения не взяли на экскурсию; и их вряд ли поразит тот факт, что Коля Герасимов со своими пустыми бутылками и авоськой едва не улетел на Венеру. Че уж тут поражаться, когда элементарно билетов не хватило! Тут только посочувствовать... Кстати... а что такое авоська?..

И куда больше этот народец удивляет обыкновенный старый добрый "Зенит". Не, ну как же это?.. Ведь щелкает же! И даже резкость можно самому подкрутить... И тяжелый такой... А фотографии-то где?!

Пленка?.. Какая пленка? А видео? Что, и видео не записывает?! Не, ну ваще никчемная вещь...

Как компьютеров не было? А во что же вы тогда играли?.. Настольные игры, "Прятки", "Казаки-разбойники", "Война с прятками"? Ну и прочие "Съедобное-не съедобное" никто не отменял. А "Дочки-матери"? А стихийно рождавшиеся ролевые игры по мотивам только что отсмотренного фильма? О, золотые времена, Где взор смелей и сердце чище! О, эти вечные хиты - "Четыре танкиста и собака" (после которого каждый знал, что значит "шукай") и "Сердце Бонивура".

Кайф настоящего дружеского дворового братства. Кажется, нет больше ни таких дворов, ни такого братства.

Помимо этого был еще один обязательный атрибут детства, недоступный теперь большинству современных детей. Впрочем, вполне возможно, им это и не надо. Хотя племяшке, например, понравилось и этот абсолютный артефакт вызвал неподдельный интерес.

Артефакт частично находится здесь, в старой коробке из-под советской обуви:

Интересно, а в Киеве до сих пор существует такая улица?..


Раньше у коробки была, что характерно крышка.  Но крышке в один момент наступила крышка, поэтому коробка есть, а крышки нет.

Так что же там хранится? Что разбросано в творческом беспорядке и требует приведения в достойный вид?

Вот!



"Цена 30 коп". Стоимость обыкновенного диафильма.



Кусочки детства. Когда-то они были аккуратно пронумерованы и после просмотра каждый диафильм бережно скручивался и складывался именно в "его" баночку. Чтобы потом, с приходом темноты и зрительского аппетита вновь быть извлеченым на свет.



Иногда такой "аппетит" приходил, как на зло, летом, и прихоилось долго ждать, пока стемнеет. Не спать, уламывать родителей, сулить что-то взамен: "Ну пожалуйста, пожа-а-алуйста!.. А завтра я подмету в комнате!"

И вот, в конце концов, приходила темнота, на шкафу развешивалась простыня (маленький белый экранчик роликом появился гораздо позже!) и наступало время чудес.



У нас было свое окошко в волшебный мир, и до сих пор в смысле крутости его не переплюнуть никаким современным техноштукам. Этот аппарат умеет дарить сказки.



И вот только не надо говорить мне, что вам незнакома эта картинка!



Или эта. Меня всегда интересовало, что означают все эти цифры.



Преддверие главного повествования! А вокруг темнота и только соучастник темного дела сопит рядом. И только уютно гудит проектор.



Во время чтения резкость постоянно приходилось регулировать - по углам она всегда размывалась. Причем настолько, что иногда нельзя было разобрать ни единой буквы.



Диафильмы как и мультики были рисованные и кукольные. Только в отличие от мультяшек, которых ты долго ждал перед телевизионной заставкой "Мультфильмы", кукольные диафильмы не разочаровывали. Продавались волшебные пленочки в игрушечных магазинах, а вот жемчужину кинотеки, "Пляшущих человечков" (это ж настоящий детектив! это ж взрослая история, а не сказочки про ежиков!) пришлось даже выменять у соседа. На что сменялись уж не помню, но для меня результат однозначно того стоил. До сих пор не понимаю - как же он уступил мне диафильм про ХОЛМСА?

Хит-парад моего детства.


Некоторые диафильмы были засмотрены буквально до дыр. "До дыр" в случае диафильмов, это когда самые интересные из них, самые любимые, рано или поздно рвались. Или у них в клочья, вдрызг разлеталась перфорация, и они начинали безбожно застревать в проекторе. Для того, чтобы досмотреть историю до конца, приходилось теплую, нагретую пленку аккуратно тащить на ручном приводе, осторожно помогая ему колесиком рамки.

Да-да, и знакомство с Гулливером и творчеством Диккенса началось с темной комнаты и цветных картинок на простыне.


Беспорядок был преобразован в бережный порядок. Все баночки надписаны, бессмысленные уже номера - содраны. Это раньше составлялся список. Сейчас в нем отпала необходимость.



Артефактный светофор.


А помните, чем заканчивался каждый диафильм? А вот этим самым:



И стоит только дождаться темноты, зарядить пленку и щелкнуть выключателем, как все словно в первый раз - сопение сидящего рядом зрителя, урчание проектора и картинка, размытая по углам...

дела давно минувших дней, радости жизни, техника, позитив

Previous post Next post
Up