Антология Шерлока Холмса, или Лучше позже, чем никогда.

Dec 24, 2013 22:24

Ну что ж… Об этом не писал только что ленивый. Я вот не писала, стало быть, сразу понятно, кто я.

И вот, наконец-то, скомандовав себе «Соберись, тряпка!», выдаю на-гора те мысли, что еще не разбежались, и внесу свои пять копеек в общеинтернетовское обсуждение последней экранизации рассказов о Шерлоке Холмсе и верном друге его - докторе Ватсоне.

Вы, естественно, поняли, о чем сейчас речь пойдет. Но для начала - краткое вступление-отступление, та самая антология личного пользования. Что-то где-то из нижеследующего у меня уже появлялось, но теперь, скажем так, сварим солянку.

Когда-то давным-давно я сподобилась. Сначала не хотела смотреть ни под каким соусом, потому как воспитана и выращена на каноническом образе Холмса-Ливанова. Как? Разве Холмс может быть другим?!

Оказывается, может.

В общем, провела над собой работу и предложив самой себе воспринимать все отстраненно, я посмотрела американского "Шерлока Холмса". Да-да, Гая Ричи.
Посмотрела и суммировала. Если забыть на пару часов о рассказах, зачитанных до дыр еще с вполне себе безоблачного детства, и если представить, что Масленников никогда не снимал своих фильмов, и если не вспоминать, что самая легендарная киноулица находится от тебя в 20-ти минутах езды плюс время на поиск парковки, и если не радоваться тому, что до двери «той самой квартиры» ты можешь при желании дотрагиваться хоть каждый день, то… Хотя, конечно, вы обратили внимание на многочисленные «если»? Да, это не Холмс (ах, все же не избежать хотя бы мелкого, но невольного, неконтролируемого сравнения!) И тем паче, это не Ливанов: орлиный профиль, безукоризненные манеры истинного английского джентльмена со скромными потребностями и запросами ("Кусок хлеба и чистый воротничок"), неизменная трубка, уютный камин на такой родной нам Бейкер-стрит… В общем, что мне тут говорить? Сами знаете.

Американцам проще. Они не читали исходников (Гай Ричи сам признавался), их фантазия оставалась свободной, как табун диких мустангов. (Хотя парочка эпизодов заставляет с сомнением прищуриться: "Ох, и лукавят они что-то!" Как-то где-то что-то, но все же пробегали глазами мистер Ричи или банда его сценаристов). Но в целом, именно так, - дико, - он со сценаристами и нафантазировал. Но! Это не в обиду им. Ибо и такой взгляд на классический образ лучшего сыщика мира, видимо, возможен. А взгляд таков - небритый раздолбай с мешками под глазами, оригинал, циник… Эдакий доктор Хауз в лондонских декорациях 19-го века. Он бренчит на скрипке, называет миссис Хадсон "Милочка", ставит опыты на своей собаке (ага, американцы обзавели Холмса домашним животным) и сохнет по Ирен Адлер (тут уж американский табун несся вперед закусив все мыслимые и немыслимые трензеля, они же удила). Какие уж тут "кусок хлеба и чистый воротничок?»

Рядом - неизменный, преданно-занудный Ватсон-Уотсон, который надумал жениться и свалить от своего дружка куда подальше. Ну, в общем, тем, кто знает (а знают, наверное, все) - Хауз-Уилсон. Один в один. Смотрится знакомо и забавно. Ватсон здесь тоже не тот скромный летописец, к которому мы привыкли. Он и в нос Холмсу дать может (что, кстати, и делает), и голос на него повысить ему не слабо да и не впервой, судя по всему.

И что еще примечательно. Актер, сыгравший главного злодея, по типажу - вылитый Холмс в описании сэра Артура: высокий, худощавый, спортивно-подтянутый, с обязательным орлиным профилем. Интересно, это просто совпадение или хитрое подмигивание Ричи, желающего показать, что он тоже не лыком шит?.. Или «shit»? Уж простите, так и напрашивается…

В целом и общем - сия трактовка священного в чем-то для многих образа имеет право на существование. Все равно как настоящего Холмса ты это хулиганство не воспринимаешь. Да и ничего иного от страны Бэтмена и Супермена, право слово, не ждешь. Комикс - он и есть комикс.

***
Когда же мне посоветовали посмотреть этот сериал, так я и вовсе насторожилась… Современная версия?.. И Холмс - вот этот КУЧЕРЯВЫЙ тип?!! Да ладно!..

Даже массовое поклонение и хвалы новому образу не могли заставить ознакомиться с очередной версией. На «Титаник» вон, тоже очереди стояли за билетами, истерия была, а толку-то?

Успокаивало только одно - экранизация сделана самим ВВС, а ВВС умеет делать экранизации.

Так или иначе, но когда время пришло, руки таки дотянулись до клавиатуры для того, чтобы вбить в «Гугл» «Шерлок сериал ВВС». И вуаля! - удалось даже найти онлайн в приличном качестве да еще и на языке оригинала. Что, спрашивается, еще требуется для счастья?..

Вообще я довольно скептично отношусь к экранизациям, потому как герой никогда не предстает таким, каким ты себе его представляешь. И уж совершенно точно, на все 100%, это правило может сработать с таким легендарным персонажем как Шерлок Холмс. Тем более, когда ты вырос на фильме с Ливановым и лучше его уже ничего для тебя не может быть априори. Однако…

Однако первый сезон "Шерлока" был просмотрел запоем, за один день, и публика возмущенно трясла комп, видимо, в надежде вытрясти дополнительные серии, и требовательно вопрошала: "А почему так мало?!" Удивительно, но англичанам это удалось - своей трактовкой канонического образа они, во-первых, зацепили-таки требовательно-скептического зрителя и, во-вторых, создали своего собственного Холмса. Не совсем такого, каким мы его знаем, но имеющего право на полноправное существование, ибо в чем-то он соответствует образу, созданному сэром Артуром, в гораздо большей степени, чем мы привыкли.

Правда, когда на экране возник камуфляж и яростная перестрелка, мне подумалось невольно, что это какое-то другое кино - не то, что требовалось найти.

А через пару месяцев (так получилось!) подоспел и второй сезон. Весьма кстати. И отсмотрен он тоже был с удовольствием. Помнится, последний раз такая симпатия по отношению к сериалу возникала у меня довольно давно - году в 2003 желание смотреть серию за серией вызвал "Идиот".

Итак, снова суммируем. Оригинал просто блестящ - здорово сделано, здорово снято, здорово сыграно. Прекрасный звук. Основной саундтрек, понравившийся с первой же ноты. Отлично подобраны актеры - теплые чувства вызывает даже Лестрейд. Про главный дуэт вообще помолчим. Правда, не знаю уж, почему Камбербэтча считают записным красавцем, но вот в какой-то стремительной элегантности ему не откажешь. А Уотсон… он такой… Уотсон. В самом лучшем смысле.

Что касается дубляжа Первого канала, от которого плевался весь интернет, то сам дубляж не настолько уж плох. Другое дело, что очень сильно упрощен ряд визуальных эффектов - то, что в оригинале является неотъемлемой частью стиля сериала, одной из находок, в обработке Первого почти убито. Причем убито не в изящном стиле, с применением красивых средств и необычного оружия, а просто тупо затюкано топором - причина смерти уже не вызывает сомнений не только у патологоанатома. В общем, Холмс точно не взялся бы за такое дело.

Однако, если учитывать, что премьера на Первом была на следующий же день после ВВС, то, видимо, скорость требует жертв.

И теперь, конечно, не приходится сомневаться, что все те, кто не был знаком с творчеством Конан Дойля побегут наверстывать упущенное. Это особенно после второго-то сезона, когда "так и неизвестно что дальше". Не знает народ, что было потом, не знает.







***
И вот снова… Снова решили отличиться. На этот раз - наши.

Что-то, конечно, мелькало уже давно на интернет просторах - то фото, то интервью… И Лестрейд - Боярский, и Ватсона Панин сыграет… Да декорации, да компьютерная графика. Да на кой нам это? Кто Холмса сыграет?!

Потом, ближе к телу делу, появились весьма конкретные фото интерьеров, и все поклонники великого сыщика стали с нетерпением ждать премьеры. Ах, как разожгли нам аппетит и любопытство все эти маленькие грамотные «крючочки»… Мне действительно было интересно взглянуть, как в  подобных декорациях будут смотреться «эти двое». Насколько органично впишутся они в такое понятие как «Бейкер-стрит» и смогут ли они хотя бы приблизиться к уровню и душевности непревзойденной масленниковской экранизации?

Не смог-ли.

Было скучно. Как блюдо без достаточного количества соли - вроде и приготовлено верно, и продукты свежие, а есть - ну никак не хочется.

Авторы не смогли увлечь, не смогли научить в себя поверить. Бог с ней, с верой, но увлечь в первые же минуты экранного действа зрителя должен даже самый тупой боевик. Это потом, через 10-ть минут, зритель разберется, что фильм пуст и глуп, и щелкнет по крестику в верхнем правом углу. Но на эти первые 10-ть минут он должен прилипнуть к монитору - ведь именно в этом отрезке времени и скрывается оправдание создания даже самого тупого боевика или идиотской комедии. Бывает, что именно за такие 10-ть минут, ты готов простить остальные абсолютно бессмысленные полтора-два часа экранного времени фильма.

Во время просмотра возникло совершенно четкое ощущение того, что авторы сериала борются с тенью. С тенью американского и новоанглийского Холмса, что в очередной раз пытаются доказать - мы можем не хуже. Мы можем. Но не надо было доказывать это именно в этот раз, именно на примере этих героев.

Что это? Скажите, что это было? Ватсон, практикующий подпольные аборты и играющий более весомую роль в расследованиях, чем сам Холмс? Ватсон, женившийся на миссис Хадсон?!

Холмс, о котором в народе можно было бы отозваться, как «пыльным мешком из-за угла ударенный»? Что это за тип, похожий на портового грузчика - неопрятный, дерганный, не вызывающий никакого уважения? Можно было бы простить ему его стиль одежды, но то, как он ест - простить невозможно… Он же, пардон, только вчера с пальмы слез! Это уже не чудак и не оригинал, это уже просто дичь какая-то. Причем даже не Федина. И в каком страшном сне можно было увидеть, что Лестрейд будет смеяться над Холмсом, будет ему на полном серьезе угрожать, а Холмс в ответ чуть ли не сворачивается виноватым калачиком в кресле. Он там еще попискивать не пробовал? Это уже просто унизительно. Зачем надо было так оскорблять героя, о котором все прекрасно знают: он - не такой?

А Ирэн? Эта Женщина шепчущая Холмсу… э-э-э… «Любимый»?.. Какая роскошная Ирэн получилась у англичан! Как умело, не превращая все в пошлейшую пошлятину, они создали само понятие «Этой Женщины», буквально соткав их с Холмсом отношения из электричества, эротизма и взаимного заинтересованного уважения. Создали притяжение.

Что же наши? Решили продлить линию, начатую американцами в их комиксе, увлеклись и прибили все к черту. И под стать Холмсу подобрали Ирэн. Невнятная девчонка, какая-то мутная профурсетка, которая даже не интриганка, а так, погулять вышла. Где ум? Где интеллект? Но, в общем-то, все закономерно - они друг другу подходят. Он убогий, и она - только, чтоб платья носить. В общем, «любовь сэра Генри, грозит бедой только сэру Генри».

Мориарти? Этот, пожалуй, единственный, кто смотрится адекватно и не производит откровенно отталкивающего впечатления. Правда, когда смотришь на Холмса, невольно возникает вполне логичный вопрос: «А профессор не мог подобрать себе противника поинтеллектуальней? Чего он к этому-то блаженному привязался?»

И, Боже мой, как же тут не хватает того, за что в том числе мы любим Холмса - как не хватает блестящих выводов, логики, как не хватает всего этого необходимого колдовства, без которого ни одна экранизация, ни один фильм о Холмсе просто невозможен, просто не имеет права на существование.

Что там новоиспеченный Ватсон говорил о Холмсе в своих записках, предваряющих каждую серию? Что-то типа «Мой мозг не может обходиться без этих загадок»? Ну и где эти загадки? Этот же даже «Зимой и летом одним цветом» не разгадает, наверняка ответит - «Портянки Ватсона».

Кстати, вспомнилось тут.

Приятельница, человек с высшим филологическим образованием (это важно!), показывает фотографии с Нового года. Встретили здорово, салатики-фонарики, вечеринка в гангстерском стиле, шляпы и подтяжки. Приятельница облачилась в классическое черное платье и на плечи накинула шкурку песца. Получилось простенько и симпатично.

И вот смотрю я на шкурку и ернически, надеясь на довольно предсказуемый отклик (филолог все же!), выдаю:

- О, мексиканский тушкан!.. Нет, вас обманули! Лучше! Шанхайские барсы!

И тут она поворачивается ко мне и недовольным тоном говорит:

- Это не мексиканский тушкан. Это песец!

И это был действительно пИсец.

В общем, ждем третий сезон «Шерлока». Ведь надо же узнать, что там дальше-то.



кино, Шерлок Холмс, экранизации, Конан Дойл

Previous post Next post
Up