На Крите в течение 4-х дней было ничегонеделание или, если угодно, дураковаляние. И уже тогда возникло это странное ощущение - вроде как вокруг все еще работают, а твой сезон уже закончился, ты уже сдался и за все отчитался. Но самолет только через несколько дней.
И было решено эти несколько дней потратить с пользой - например, съездить куда-нибудь на экскурсию. И уже не в качестве рулевого, а исключительно в качестве... да-да, обыкновенного туриста. После сезона странновато было оказаться не в начале автобуса, с микрофоном в руке, а в где-то в середине. Возможность беззаботно глазеть в окно умиляла.
Конечно, обязательный пункт экскурсионной программы на Крите - это остров Санторини. Идиллия. Маленький островок, ослепительные белые домики, яркие голубые крыши, крутые обрывы, волшебные закаты. Даже если вы никогда не были на Крите, вы обязательно знакомы с Санторини. Это визитная карточка островной Греции. Большинство классических греческих открыток - это Санторини. Особенно, если там изображены белые стены и голубые крыши.
"А не махнуть ли мне на Санторини?.." - подумалось. И я махнула... на Санторини рукой, когда узнала, что до сих пор не закрыто ущелье Самарья.
Какой остров? Какие крыши? От райских островных видов и милых домиков, прилепленных к скалам, уже мутило. К тому же... опять в море на какой-то посудине?!
Самарья - это всегда вызов. И прежде всего вызов самому себе: духу, физическому состоянию, авантюризму. Почему? Да потому что Самарья - это самое длинное ущелье в Европе, протяженность его 18 километров. Шестнадцать из них ты проходишь пешком.
Для шатания по горам и скалистой местности, были прикуплены кроссовки-смертники. Бывалые все, как один, утверждали: "После Самарьи кроссовки - в хлам!" Так или иначе, но идти предстояло долго. Для затравки и пробы собственных сил - спуск на дно ущелья приблизительно с высоты 1200 метров. Некоторым уже здесь становится хорошо, но на первом этапе все держатся бодрячком.
Свое современное название ущелье получило во времена византийского правления. Произошло оно от названия византийской церкви Святой Марии (Осиа Мария): Осиа Мария-Са Мария-Самария. Раньше в Самарье даже были селения, здесь жили люди, но ныне - это Национальный заповедник. Он открыт для посещения с мая по октябрь. Зимой и весной ущелье закрыто: из-за сильных дождей по дну ущелья бежит бурный поток, со скал срываются камни. Вход в ущелье платный, причем билет надо показать, как при входе, так и при выходе. Элементарные требования безопасности.
Ущелье, усыпляя бдительность, радует красивыми видами.
И на первых минутах хочется фотографировать и так, и сяк, и вот с этого ракурса тоже. Потом, правда, успокаиваешься: да, красиво, но не более того... А где экстрим-то?! Где те виды, ради которых сюда все едут?
Идеальный вариант для прогулки по ущелью - компания из одного человека. Самого себя. Толпа или группа здорово может задержать в пути - ведь двигаться полагается с определенной скоростью: в четко обозначенное время ты должен быть в том или ином организованном месте для отдыха.
Выбраться из Самарьи можно только пройдя ущелье до конца. Ущелье выходит на берег Ливийского моря, к поселку Айя Румели. Оттуда к своему автобусу можно попасть, только сев на паром и добравшись на нем до одного из трех поселков, куда проложены автомобильные дороги.
Если же короткая морская прогулка чем-то не устраивает, всегда можно совершить еще одну - по той же Самарье, но только в обратном направлении.
По дороге, так сказать, с облаками. Считается, что на прохождение Самарьи уходит 6-8 часов. Поэтому приехать сюда желательно пораньше - кассы открываются в 6 утра.
Зацените смелость кадра - это ж какой опасности подвергался автор ради сомнительного искусства?! :о))
Однако, что есть, то есть - камни в Самарье падают не только в зимний период. Над многими особо опасными участками дороги натянута сетка. И, кажется, не зря...
Когда же достигаешь дня ущелья, то там начинают встречаться несколько иные иные камешки. Вернее, даже башенки из камешков. Явно рукотворного происхождения.
Сначала единичные, временами - изобретательные. Дизайнерские.
Но постепенно их становится все больше, и они буквально захватывают территории.
"Вас ис дас?" - озадачиваются все, кто оказывается в этом местечке. А оказываются здесь все. Оказываются, озадачиваются и, в итоге, делают то же самое, что уже сделали их предшественники - строят свою башню. Способ размножения башен перестает быть загадкой. Но для чего? И тут очень кстати мимо прошла какая-то небольшая группка в сопровождении гида. Гид знал все. А если не знал, то тут же, на ходу, выдумал: "Это Башни желаний. Возводишь башню, загадываешь желание, и Самарья его исполняет".
Исполняет-не исполняет покамест неизвестно, но не внести свой вклад в каменное зодчество было бы не по-туристически.
Нескромность чьих-то желаний - камни были неприлично большого размера и стояли на огромном валуне. Видимо, чтоб Самарье сразу стало видно - здесь исполнение желаний вне очереди.
Ну а кому-то было не до строительства. Мастера дизаина.
"Проникновенье наше по планете
Особенно заметно вдалеке!
В общественном парижском туалете
Есть надписи на русском языке".
Одно из первых мест привала, где есть туалет и где можно попить воды.
Здесь находится церковь Святого Николая, построенная на месте античного храма то ли Аполлона, то ли Артемиды.
Всегда найдется время для прекрасного. Даже в самом прекрасном месте. Цветочек называется. если не ошибаюсь, "ястребинка".
Кто кого? Валун, кажется, проигрывает.
Временами дорогу пересекает ручей - именно он зимой, в сезон дождей, превращается в бурную реку. В одном месте камни под водой поразили какой-то нереальностью цвета.
Полюбовался, сохранил для истории и пошел дальше. Но отметка с преодоленным километражем обескураживает. Я так долго иду, а пройдено всего...
километров?!!
В Самарье можно повстречать одно из эндемических животных Крита - козочку с забавным названием "кри-кри". Внешне ничего особенного они из себя не представляют.
Они живут исключительно в дикой природе и довольно пугливы, но в Самарье кри-кри ведут себя весьма смело - от людей не шарахаются, некоторых можно даже покормить.
Мастер безупречной маскировки - кри-креныш :о)
Еще пара километров в копилку.
Развалины одноименной деревни Самарья - она была населена вплоть до 1962 года. Сейчас здесь находятся пост лесной охраны, аптека и вертолетная площадка.
А дальше начинается то, ради чего, собственно, сюда едут искатели приключений - Самарья предстает во всей своей красоте в стиле "вестерн".
Скалы вздымаются над головой и цепляются за низкие облака.
Там, внизу, если приглядеться, можно обнаружить оранжевую козявку. Эта козявка вполне себе взрослый человек.
Скалы "в разрезе" неизменно вызывают ассоциации с деревом - наверно, по этим волнам можно узнать о них почти что все.
Лучше гор по-прежнему остаются только горы, на которых еще не бывал.
По дороге встречается еще одна километражная "засечка".
Самарья - это дорога, по которой возможно двигаться только вперед. Но если сами двигаться вы не в состоянии, если на 8-ом или 9-ом километре кто-то понял, что гори оно, мол, все синим пламенем, останусь здесь, стану аборигеном и начну разводить коз "кри-кри", то ничего все равно не получится. Не можешь сам - оседлалай другого!
А потом - верхом ли, на своих двоих ли - ты достигаешь самого знаменитого места Самарьи. Это самое узкое место ущелья, называемое "Портес" - "Ворота".
Ширина прохода между отвесными скалами - 3,5 метра.
Высота скал в этом месте - 300 метров.
А после того, как пройдешь "Портес", до выхода из ущелья остается совсем немного.
Там уже ждет касса с обязательной проверкой билета, кафешка и сувернирная лавка, где в сезон можно купить футболку с надписью: "Самарья. Я выжил!"
Под конец прогулки погода окончательно испортилась, пошел дождь, стало дико холодно, и в поселке Айя Румели туристы, ожидающие парома, скупили абсолютно все дождевики - наверно, впервые за сезон этот товар был столь востребован. Востребован настолько, что кое-кому его даже не хватило.
А вот они, смертники. Покрыты пылью и славой. Живы и здоровы. Они тоже могут смело повторить вслед за футболкой: "Самарья. Я выжил!"