Машины вне (зачеркнуто) времени.

Mar 28, 2011 22:22



Им не надо ничего никому доказывать. Они все уже доказали, и теперь не они нуждаются в нас, а нам нужны они. Мы приходим к ним в гости. И, не торопясь, позабыв о делах и времени, долго бродим вдоль ровных рядов, пытливо заглядывая в окна и сгорая от желания когда-нибудь оказаться в одной из них. А они смотрят на нас - сурово, лукаво, равнодушно - и только весело слепят нам глаза беззаботным сиянием начищенного до блеска хрома. Они могут позволить себе подобное хулиганство, ибо они - классика.




Есть такая аббревиатура - «ГОН». Расшифровывается буквально, как «Гараж Особого Назначения». Если уж совсем начистоту - это кремлевская «автоконюшня». Машины, с которых в буквальном смысле сдувают пылинки - ведь они возят вершителей судеб. Однако даже «автосалон класса люкс» всея Руси покажется банальной парковкой перед обыкновенным торговым центром по сравнению с содержимым одного странного рижского здания. Внешне оно напоминает стилизованную решетку радиатора старого «Rolls Royce» - «Мотор-музей» начинается с очевидного намека.



Прошлый век. 1972 год. Небольшая группа автоэнтузиастов создает в Риге Клуб Антикварных автомобилей (латышская аббревиатура - ААК). На тот момент, на всей огромной территории Советского Союза, ААК был единственным такого рода сообществом. Энтузиасты устраивал выставки ретро машин и слеты поклонников и ценителей автостарины. В конце концов, Клуб стал известен по всему СССР, и из разных городов страны в Ригу стали приходить письма, общий смысл которых сводился к следующему: «У нас в сарае, оказывается, стоит раритет! Мы его используем, как ящик для хранения картошки. Он вам случайно не нужен?..»



Не случайно - нужен! И стали «автоантиквары» собирать извлеченные из сараев, гаражей, ангаров, заводов, покрытые пылью и грязью старые и старинные автомобили.

У каждой из представленных в музее машин своя история. Один «крайслер» в 30-ых годах прошлого столетия сначала использовался двумя братьями как такси. Потом братья что-то не поделили, и один из них («Так не доставайся ж ты никому!») спрятал «самодвижущийся экипаж», замуровав его в проеме между воротами одного рижского дома. Там автомобильчик простоял аж до 1970-ых годов.

Или классика музейной экспозиции, пожарная машина «Руссо-Балт», выпущенная в 1912 году в единственном экземпляре на «Русско-балтийском вагонном заводе». Ее в разобранном состоянии обнаружили в местечке под Ригой, на частной территории. Собрали, восстановили… Старушка до сих пор жива, и радует посетителей глянцевым блеском своих красных бортов.





Когда-то в Риге производили даже... "Форд". Оригинальные детали, латышский колорит. "Ford Vairogs".





А вот история уникального гоночного автомобиля для соревнований на горных трассах. В 1945 году трофейный немецкий автомобиль «Auto-Union» был доставлен в Москву для технологических исследований, а в 1976 году на заводе ЗИЛ исследовав, видимо, все, что было необходимо, машину хотели сдать в металлолом. Тогдашнему председателю ААК удалось спасти машину и привезти ее в Ригу. Вскоре автомобиль привлек внимание богатых западных коллекционеров, и разгорелись нешуточные страсти. Деньги за машину давались астрономические. Самая большая сумма была названа в 1988 году - 20 миллионов долларов. Нет, даже лучше так - 20 000 000 долларов, чтобы количество нулей впечатлило. И это за нереставрированный автомобиль, от которого после войны оставались рожки да ножки. Один из коллекционеров, лишь бы только заполучить «Auto-Union» был готов построить в Риге автомузей.



Вот он, автомобиль-легенда. Гроза спортивных трасс. Расход топлива - 60 литров на 100 километров. Вспомните эту цифру, когда станете жаловаться, что у вашей машины нескромный аппетит. "Хаммер", говорите?.. Не-а, не слыхал.



В планы Москвы обмен по принципу «кило золота за зеркальце» не входил. Третий Рим решил - будем строить сами. Выделили энное количество миллионов рублей и… таки построили. Открыли музей 22 апреля 1989 года, и на данный момент Рижский Мотормузей является крупнейшим автомузеем в Балтийских странах. По большей части здесь собраны «немцы», «американцы», немного «французов» и «англичан». Много машин советской эпохи, знакомых не только по фильмам. Уникальная коллекция автомобилей из гаража Кремля. Отдельно представлена военная техника. Годы рождения всех экспонатов лежат в диапазоне от последнего десятилетия века XIX вплоть до конца века XX-го… Многие машины старше не только самого музея, но и даже идеи его создания.
Несмотря на большие площади, здесь тесно и мало места. Но теснота эта - дружеская. Звездам не престало толкаться. Они стоят бок о бок, и лаковое покрытие их плавно-округлых форм зеркально отражает уникальную красоту соседа. Они уже не обладают необходимой в нынешнее время скоростью. Но в общем потоке рядом с любым из этих «стариков» меркнет и теряется самый современный автомобиль.



История утверждает, что Брежневу нравились дорогие и элегантные Rolls Royce. За рулем он любил бывать сам. Однажды во время одной из своих самостоятельных поездок по Москве, генсек попал в аварию. Судя по повреждениям, Леонид Ильич был лихачем.



Lincoln с кузовом из алюминиевого сплава 1932 года рождения, один из 215 всего выпущенных авто. В 1934 году именно этим автомобилем советское правительство одарило писателя Максима Горького.



А тут же рядом из советского представительского лимузина «ЗИЛ 111 Г» выходит Никита Сергеевич Хрущев. Подобные ЗИЛы относились к лимузинам мелкосерийным - в год их выпускалось всего 10-12 штук.



Главный свадебный автомобиль советской эпохи. Они всегда были только черные. «Машина, - утверждал Генри Форд, - может быть любого цвета, если только этот цвет черный». И только «Чайка» Валентины Терешковой имела нестандартную масть - она была цвета лебединого крыла. «Чайка» - первый советский автомобиль высшего класса, водители которого на себе ощутили радость использования электрических стеклоподъемников и гидроусилителя руля.



Lincoln Continental был изготовлен по заказу правительства США. Президент Никсон подарил этот автомобиль Брежневу в 1973 году, во время визита генсека в Америку.



Сталин в свою очередь предпочитал Packard. Именно в Packard в 30-ых годах впервые в истории автомобилестроения по желанию клиента в салоне стали устанавливать радиоаппараты. А также Иосиф Виссарионович был неравнодушен к советским бронированным лимузинам, которые, подобно этому «ЗиС 115», разрабатывались в полной секретности по его личному распоряжению. И выпущено было всего 40 таких автомобилей. Надежность каждого из них проверяли отдельно и специально.





Заветная мечта любого сознательного советского школьника - трогательный автомобильчик на педальном приводе.



Если позволяет преклонный возраст и здоровье, автомобили принимают участие в ретро парадах.



У музея есть собственная мастерская по реставрации старых автомобилей.



На основе «Audi», объединившей в себе Horch, Wanderer и DKW, в 1932 году возник консорциум Auto-Union. Четыре кольца символизируют слияние четырех компаний.



«Shell» - всемирно известная ракушка нефтяного гиганта. О компании, основанной торговцем антиквариатом Маркусом Самюэлем в конце XIX века, упоминалось даже в классике кино - в фильме «В джазе только девушки». Среди предметов, которыми торговал Самюэль, были и морские раковины. В викторианскую эпоху их ценили очень высоко, особенно шкатулки из створчатых раковин. Когда сын Самюэля, тоже Маркус, унаследовал этот бизнес, он расширил сферу деятельности в первую очередь на русскую нефть, которую в колоссальных количествах переправлял на Дальний Восток. Самюэль назвал свою компанию «Shell», «Ракушка» в память о бизнесе своего отца.



«В Москве на дороге валялся кирпич/ И думал, что он настоящий…» «Москвич»?!



«Дух Восторга» (или «Дух Экстаза»). Дух любого автомобиля - это разумная скорость, грация и красота, дух, в котором нет ни капли «вульгарности, фривольности и ража». По сути, философия любого автопроизводителя сводится к незыблемым постулатам, провозглашенным концерном Rolls Royce.



«Jaguar» произошел от Swallow Sidecar Company, созданой в Блэкпуле Уильямом Лайонсом, намеревавшегося производить мотоциклы. И изначально на эмблеме изображалась ласточка в полете. В 1931 году компания создала свою первую машину «SS», а уже в 1935 году было принято решение Swallow Sidecar переименовать, и из всего разнообразия имен был выбран «Jaguar» - символ скорости, мощи и красоты. В том же году появилась модель автомобиля «СС Ягуар». Однако после Второй мировой компания перестала использовать инициалы «SS», поскольку они ассоциировались с Schutzstaffel - охранными отрядами Гиммлера. Самое интересное, что фигурка прыгающего ягуара устанавливалась на машину за дополнительную плату в 2 гинеи. Она исчезла с капота в 1960-м году - главным образом в соответствии с правилами безопасности, принятыми в Северной Америке.



Даже здесь гаишник на посту. Однако водитель уже куда-то удрал.



Интересно, в какой именно модели «Мерседеса» спал на обочине дороги Штирлиц?



Предмет пристального внимания Юрия Деточкина. «Семицветов, она у тебя блондинка! - Бежевенькая!»



Подобная классика до сих пор нет-нет да встречается на наших дорогах. Она моментально привлекает внимание и выглядит в скоростном потоке современного движения трогательно и умилительно.



Узнали? «Где этот чертов инвалид?! - (Басом). Не шуми! Я инвалид!» После «Операции Ы» эти нелепые кабриолетики в народе стали звать «моргуновка». А изначально они задумывались как усовершенствованная инвалидная коляска и бесплатно выдавались всем инвалидам.



Среди благородных линий гражданского транспорта, армейская техника резко выделяется своей угловатой брутальностью. Этот «ГАЗ-51»  1951 года практически не эксплуатировался, его пробег всего 1713 км.





Не на таком ли авто везли на встречу к Горбатому отчаянного Володю Шарапова?



Желающие могут спуститься в «яму» и посмотреть на автомобиль снизу. От него до сих пор пахнет маслом и смазкой.



Еще один трофейный автомобиль. После Второй мировой он попал в одну из пожарных частей Риги, а 70-ых использовался в качестве реквизита при съемках фильмов на Рижской киностудии. А когда все развалилось в 90-ые годы, машинку передали ААК. Там ее отреставрировали и полностью восстановили оригинальный пожарный инвентарь. Всего было выпущено 680  таких автомобилей. Ныне известно о 7-ми сохранившихся экземплярах.





Надпись на борту "Пожарные города Риги".

"Renault" 1919 года рождения обладал нетипичной для своего времени грузоподъемностью - до 7-ми тонн. Армия использовала его для перевозки тяжелой техники и танков. Необычный решетчатый кузов носит почему-то название "Авто пивовара".



Легендарный "РАФ". Этот автомобильчик в 80-м сопровождал Олимпийский огонь. Ехать приходилось медленно и для того, чтобы не перегревался двигатель, была разработана специальная система  его охлаждения.



А этот серьезный автомобиль в 2003 году участвовал в ралли «Париж-Дакар».







В салоне настоящего спорткара как в кабине самолета - без поллитры не разберешься.





На лобовых стеклах некоторых из старинных авто красуются наклейки техосмотра. Хотелось бы посмотреть на инспектора, в бокс которого на проверку технического состояния въедет «какой-нибудь» “Buick” 1929 года рождения.





Говорят, когда в музей привезли автосимулятор «Mini Cooper», сбежалась вся мужская часть коллектива. И с таким пылом и жаром «ездила» на малыше, что сорвала его с фиксаторов, удерживающих машинку на месте.





«Каждый, у кого нет машины, мечтает ее купить, и каждый, у кого есть машина, мечтает ее продать». Прописная истина времен Юрия Деточкина не утратили своей актуальности даже при современных ценах на бензин. Ему вторит Остап Бендер: «Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения».

Они оба ошибались. Эти автомобили не средство передвижения. Это роскошь.



репортаж, Латвия, Рига, автомобили, музей

Previous post Next post
Up