В начале было море.
Оно простиралось до горизонта и казалось абсолютно бескрайним. И ветер... Он прилетал от горизонта и приносил новости, похожие на волшебные сны. Сны были яркие, радостно-акварельные и казались осколками других и чужих миров...
Сначала действительно может показаться, что это рисунок акварелью по бумаге. Как говорила в школе учительница рисования: "Мокрая техника".
Но это не бумага. Это стекло. Он рисует пальцами по стеклу и кисточка ему нужна лишь для проработки деталей.
Он это режиссер-мультипликатор Александр Петров. Нет-нет, не тот Александр Петров, который нынче из каждого утюга. Актер всего лишь мечтает об "Оскаре", а его тезка и однофамилец (хотя это еще как посмотреть - кто чей тезка и однофамилец) заветную статуэтку уже получил. Давно, еще в двухтысячном. За мультипликационную экранизацию повести Хемингуэя "Старик и море".
И на данный момент это единственный российский мультфильм, награжденный "Оскаром".
Петров создавал своего "Старика и море" около трех лет. Из помощников - только сын. Масштабность работы, на первый взгляд, непостижим: одна минута фильма это в среднем тысяча стеклянных картин. Одно движение персонажа - один кадр. Нарисовал, снял на пленку и стер - чтобы рисовать следующую фазу движения. Вернуться, что-то подправить - невозможно. В итоге для мультика, хронометраж которого "всего" 20 с хвостиком минут, режиссер написал 29 тысяч (тысяч!) стеклянных картин. Колоссальный труд! Но это того однозначно стоило.
В мультфильме наполнен воздухом и дышит каждый кадр, а море и небо просто завораживают. Море и небо здесь - это Айвазовский и Тернер в лучших своих полотнах.
Это видно даже на экранчике мобильника, но, если есть возможность, смотреть его нужно исключительно на экране побольше. Мультфильм невероятно, фантастически красив. Двадцать минут сплошного визуального и эстетического удовольствия.
Большее впечатление на меня смог произвести только тот самый Айвазовский. "Волна". Русский музей. Я не помню, сколько простояла перед этим полотном. Я потеряла счет времени. Порывалась несколько раз уйти и все равно возвращалась. В огромном зале с десятками других картин - с "Последним днем Помпеи" Брюллова за спиной! - ни одна из работ не смогла настолько меня захватить. Не знаю, почему, но я не могла отойти от "Волны". Я просто стояла и просто смотрела. Картина не отпускала, заворожила - цветом, действием, звуком. Я чувствовала отчаяние людей, из последних сил цеплявшихся за обломки мачты. Чувствовала необузданность и мощь стихии. Я слышала вой того ветра, слышала могучий рев того рассвирепевшего океана. А эта вода?! Я была уверена, что если протяну руку и дотронусь до нее, то ладонь мою упруго и зло хлестнет соленая морская вода. А этот цвет?! Невероятный, точный, живой, такой разный - каким бывает только настоящий океан, действительно находящийся в адском расположении духа. А ветер? Кто научил автора писать ветер?..
Этот же вопрос можно задать и о режиссере "Старика и море". То, что он создал - талантливо и прекрасно. Или как остроумно заметила "The New York Post" - "A must SEA".
И это без преувеличения действительно так.
Click to view
P.S.
И чтоб два раза не вставать. Еще одна мультяшка. Суперкоротыш длиною всего в 3 минуты. "Гагарин". Еще один призер и лауреат. "Золотая пальмовая ветвь" Каннского фестиваля.
Тут речь даже не о человеке. А так, о маленькой гусеничке.
Click to view