Tête-à-tête

Jan 18, 2021 21:12

Вспомнился тут на фоне вдаривших в выходные 20-градусных и даже чуток ниже морозов один старенький зимний постик. Текст там неплохо получился. Текст и пара фоток.

------------

Бесспорно, в общем-то, одно - зима не самое подходящее время для поездок по северным широтам. Что-то сродни экстриму. Однако периодический экстрим неплохо освежает жизнь и раскрашивает бытовуху. Иногда полезно делать то, чего никогда не делал.

Учитывая тот факт, что после рижских -6, эстонская Нарва встретила сухим кусачим морозом в целых -17 по Цельсию, экстрим начался сразу же - с автовокзала.



Денек был прекрасен: мороз и солнце, все по классику. Но свет стремительно уходил, а еще надо было заселиться.

Поэтому ускользнувший день в приграничном городе удалось буквально ухватить за хвост. Природа расщедрилась, и в первый мой вечер в совершенно новом и незнакомом месте одарила роскошными декорациями и антуражем.



Как показывает практика, мороз и зима не помеха фотографическому энтузиазму. Главное, утеплиться. И тогда Мороз Воевода может на своих дозорных обходах хоть загнуться.



Нарва - это вам не просто так. Говорят, что первые упоминания о селе Нарнии тьфу! - Нарвии относятся еще к 1171 году. Старцы скрюченными пальцами держали гусиные перья и корябали непонятными древне-русскими буквами байки о том, как к берегам реки Наровы пришли датчане. Покрутили головами, почесали давно немытые космы и решили: "Пейзажик ништяк. Но во-о-т тут явно не хватает крепости!" Завезли кирпичей, арматуры, Гамлет им прорабов подогнал, и закипела тактическая стройка.



Гамлетовские верноподданные протусовались в новостройке сто лет с гаком. Удили рыбку, собирали ягодки, может, каким сельским хозяйством промышляли, но, проснувшись однажды утром, услыхали подозрительные звуки... Звуки больше всего напоминали грохот суповых кастрюль, в которые побросали суповой же набор. "Вот кто-то с гооо-оорочки спустился!" - просимафорили рыцари Ливонского ордена и скормили своим лошадям датскую петрушку.



Товарищам без страха и упрека бывшей новостройки оказалось маловато. Да и лошадей припарковать негде. К тому же вон, русские как-то слишком уж под боком, через речку, на другом берегу. Кто их знает, этих русских... Сейчас как включат свою византийскую хитрость, потом проблем не оберешься.

И ливонцы стали возводить свой Нарва-Сити - замок Германа. Стратегическое место, оно и тогда позволяло поиметь определенный гешефт.



А в Московии тем временем напрягся Иван Третий. Аж брови нахмурил, когда пришел к нему с официальным визитом народ: "Че за дела, царь-батюшка? Че это европейцы так активизировались? Тут и до санкций недалече! Как потом без пармезану-то жить будем?"

"Пармезан-то ладно! А вот как без хамона?! - возмутился царь. - Ну все, консервные банки ! Сушите сухари!"
И повелел Иван Третий на противоположном берегу Наровы возвести наш ответ Голливуду - Ивангородскую крепость.



"Да ла-а-адно! Вы это серьезно? - не поверили католики. - Вам чего, немного землицы жалко? У вас ее вооон сколько!" Подавай сюда Кемска волость, понимашь.



Интурист, как известно, хорошо говорил. Но красноречие ему не помогло - русский народ, уже тогда с трудом переносивший грязные намеки насчет санкций, вооружился консервными ножами, захватил Нарву и внимательно изучил содержимое консервных банок.



Пока суть да дело, власть в Московии сменилась, порадовался вседозволенности Василий Третий, пожил, погулял, покутил да помер. И в царских палатах воцарился Иван Грозный. Тогда он, правда, еще не был Грозным - какая гроза в три года-то?



Однако царь-то подрос, посмотрел, что вокруг, на ближних да дальних рубежах творится, и обнаружил, что Нарва это не только речка - тут и море за поворотом имеется. А море - это порт, торговля, бакшиш. То есть нам бак, а вам - шиш. "Порт здесь будя! Таможню построим, военных расположим, фээсбешников в кустах попрячем. Заживем-с!"



И действительно - зажили! Разбили парковые зоны, понатыкали остановок, проложили велодорожки, понастроили церквей.







И попер народ торговый со всякими англичанами, французами да голландцами профит делать.



Мы вам икру да меха, а вы нам - гувернеров, чтоб "слегка за шалости бранил и Летний Сад гулять водил". Ну и еще чего-нибудь по принципу "Бери три - плати за два!"



Без малого четверть века достаточный срок, чтобы город стал говорить только на одном языке - русском. Он и до сих пор на нем говорит - в 99% случаев.



Но шведы, поляки да литовцы русского учить не желали. Клайпеда, конечно, зер гут, но, пардон, мы и здесь хотели бы СПА отельчик организовать. А то что эти русские? Ничего не понимают в прекрасном - понастроили всюду бань и еще борются за почетное звание дома высокой культуры быта! Даешь Рембрандта в народные русские массы!



"Хей-хей! - подмигнули шведы и попробовали отжать Нарву. - Как насчет "Аббы" и "Икеи"?"
"Гы-гы! - не менее благодушно отреагировали русские. - Как насчет отвалить?"

Шведы вняли. До "Икеи" было еще далеко, а народу 4 тысячи уже положили. Стало ясно, что военную кампанию следует прорабатывать тщательней. Город под себя подмять - это вам не шведскую стенку возвести.



На переосмысление ценностей ушло два года. И то ли полководца нашли толкового, то ли с будущим связались и с "Вест Пойнтом" проконсультировались, но со второй попытки оттяпать Нарву таки получилось. Потерь своих мстительные скандинавы не простили и при захвате Нарвы убили почти 7 тысяч русских горожан. Хваленая европейская толерантность тогда была не в моде.

Но не знали они, что не хоккеем единым могуч русский народ, и навалять шведам по первое число может не только на льду. А речка в качестве сдерживающего фактора - хлипкий аргумент. Собравшись с силами, русские попробовали осадить Нарву и вернуть себе крепость со всеми дополнительными бонусами. С первого раза не получилось.

А тут еще и времячко подошло русско-шведскую войну заканчивать и договор о Вечном мире подписывать. Все б хорошо, но шведы весьма поднаторели в дипломатии и разводе на высшем уровне, и много чего себе захапали, спихнув русских на другой берег Наровы. Да так спихнули, что русские даже на претензии прав не имели.



Хитрые скандинавы радостно потирали ручки, устраивали балы, охмуряли дамочек в дворцовых кулуарах и не слышали в томной напевности клавесина грозной поступи первого российского императора...

- Шведы где? - спросил однажды Петр.
- Здесь, - незамедлительно указали ему место на карте.
- А мы где?
- Здесь.
- Так это же рядом!

Есть от чего начать волноваться. Пришла в движение русская армия, расчехлила седла и выдвинулась в сторону Эстляндии.



Заслышав через речку русский мат, шведы были вынуждены прервать амуры, бонжуры и тужуры. Юный Карл отогнал назойливых девок и потребовал подзорную трубу.

- Это кто вообще? - недоуменно поинтересовался он, увидев усатую физиономию.
- Русский царь Петер.
- Вижу, что Петер. Что он тут делает, я спрашиваю?
- Э... э... Может, на пикник приехал?..
- Ну да... А в пушках они, видимо, пироги печь собираются... Пикник в голове у вас, батенька.

Как не верти, а пикничок для Петра не задался, и битва за Нарву была им проиграна, несмотря на все численное преимущество. Постулата "Главное не количество, а качество" никто не отменял.



Карл был доволен, шведское общество рукоплескало: гаспада, вы звери, гаспада "Господа, какого военного гения мы воспитали!" Гений упивался славой и послевоенными ништяками года четыре. Потом в кружочке подзорной трубы снова нарисовалась усатая физиономия.

- Петруччо... - вальяжно зевнул швед. - Ступай домой. Успокойся. Хлопни водки, запей квасом.
- Карлуша, - отозвался Петр, - надоел квас. Хочу шведского сафта.
- Ох, Петруччо, не буди шведского льва!
- Ну львов у нас не водится, а вот тигров полно. Один вон даже козла под боком терпел. Слыхал, поди?
- Я по-рюски не понимайт!
- Короче, досталось козлу. Что тут понимать?

Сверкнул глазами император, топнул ногой и постановил:

- Отсель грозить мы будем шведу! Запомни, Карлуша, эту фразу.

Так Нарва снова стала русской.



Нарва - приятный город для прогулок. Особенно в хорошей компании и особенно при наличие многократной российской визы в паспорте. Ведь месторасположение ее действительно уникально, и за одну поездку можно посетить сразу две страны.

А вечерком второго дня, основательно промерзнув за время прогулки в режиме "с утра до вечера и все исключительно на свежем воздухе", мне довелось познакомиться с Нарвой еще ближе, почти интимно.

Вечерком, часиков эдак в 7-мь, с компаньоном по прогулкам пришлось расстаться. Расставание происходило практически в духе комсомольской песни: "Дан приказ: ему - на запад, ей - в другую сторону". Только в другую сторону (в славный город Петербург) порулил именно он, а я с территории России почапала именно что на Запад - то бишь обратно в Европу.

По программе у меня была запланирована еще одна встреча, но фигурант этой встречи так и не нарисовался. А автобус мой, значит, только в 11-ть вечера.

Ладно, ерунда вопрос - побомжуем культурно в какой-нибудь кафешке ближайшего торгового центра.

Так в начале 8-го вечера я с комфортом расположилась в обнаруженной "сушильне", заказала роллы, большой чайник чаю, достала журнальчик... Ничто не предвещало беды.

Без десяти 8-мь по матюгальнику объявили, что торговый центр закрывается, и до 10-ти вечера будет работать только продуктовый на первом этаже.

Карамба! Проклятая провинция!

Пришлось со всеми пожитками спуститься на 1-ый этаж. Пожитки насчитывали: кофр с фотоаппаратом, рюкзак с минимумом необходимых вещей и подаренный накануне автомобильный насос. Насос, несмотря на свои компактные габариты, не влезал ни в кофр, ни в рюкзак, поэтому таскать его приходилось под мышкой.

До 10-ти вечера я просидела внизу, до одури играя в маджонг. В 10-ть пришлось распрощаться с торговым центром и уйти в ночь и мороз. Куда деваться в ближайший час было абсолютно неясно.

Автовокзал, говорите? Международные автобусы в Нарве подбирают пассажиров у простого, банального, стеклянного павильона - то есть на обыкновенной остановке. Вот и весь автовокзал. Я мужественно попробовала воспользоваться  спартанскими условиями его сомнительного гостеприимства и дождаться автобус по примеру Жени Лукашина: то есть бегая, прыгая и приговаривая "Надо меньше пить, пить надо меньше!" "Хоть бы он приехал раньше срока! Вернись, я все прощу!"

Однако краткосрочный следственный эксперимент очень быстро доказал: я околею быстрее, чем приедет автобус. Даже если он нагрянет с опережением графика, на скамеечке он обнаружит кофр, рюкзак, насос и труп того, кому ранее принадлежал сей джентльменский набор.

А в Нарве, значит, есть еще железнодорожный вокзал! "Там приграничная зона, - говорил мне товарищ по прогулкам. - Вокзал должен быть открыт круглосуточно".

Ладно, побомжуем на вокзале - по крайней мере, там теплее, чем просто на улице, где температура уже -20 по Цельсию и, кажись, останавливаться на этом достижении она не собирается.

Вокзал должен был быть открыт. Но не обязан. И я едва удержалась от досадного желания пнуть запертую дверь. Мой гневный порыв сдержало только присутствие поблизости машин такси, в которых сидели водители.

А тем временем вечерело, и мороз крепчал без какого-либо стеснения.

Собрав в очередной раз пожитки, я пошла буквально куда глаза глядят.

Рядом с вокзалом базировался какой-то откровенный шалман. И жизнь там била ключом - допускаю, исключительно алкогольным. В витринах моргала светомузыка, из-за закрытых дверей приглушенно доносилось страстное "А я сяду-у в кабриолет и уеду-у куда-нибудь!"

На минутку представилось, как я вваливаливаюсь в этот шалман с выпадающим из-под мышки насосом для того самого кабриолета.

Но мозги я отморозила себе не настолько, поэтому пошла дальше.

А дальше оказалась небольшая площадь, стоящий на ней отель "Нарва" и припаркованные перед ним в морозной тишине машины.

О, славная гостиница "Нарва"! О, святая барышня за стойкой, заступившая в ночную смену! Вы - мои спасительницы. Одна приветливо распахнула передо мной двери на фотоэлементах, а вторая без лишних вопросов разрешила воспользоваться их диваном, светом и теплом.

- Приезжайте к нам еще! - пригласили меня на прощанье.
- Обязательно. Но только на машине! - ответила я.

И позднее, черт возьми, я сдержала слово.

поросшее мхом, Россия, история, покатушки, Эстония, зима, дела давно минувших дней, блуждания, архитектура, юмор, замок, сюжетец

Previous post Next post
Up