Замок, несмотря на кроны деревьев, был виден сразу с дороги. Он стоял на искусственной возвышенности и, если бы не деревья, вполне мог бы играть роль доминанты.
Когда-то его (согласно лихости времен и дружелюбным нравам Средневековья) окружал ров с водой. Однако "так себе, средние" века миновали, и вместе с ними отпала необходимость преподавания уроков плаванья недругам и супостатам. Поэтому ныне ров сух - воды в нем нет, хотя водоемов вокруг предостаточно.
"Эдольский замок" лаконично гласила табличка у ворот. Год основания "1264" невольно внушал трепет и уважением. Даже если и врут, все равно красиво.
Все эти составляющие пересиливало только жгучее любопытство - ведь нам предстояло в этом великолепии ночевать. А легенды гласят, что в Эдоле (как в любом уважающем себя замке) водится привидение.
Сама история замка абсолютно типична. Лихое Средневековье, вокруг недруги и начинающие рэкетиры - того и гляди, как что-нибудь кто-нибудь отожмет или оттяпает. Поэтому изначально замок выполнял оборонительные функции.
Потом, соответственно, все устаканилось, и подарили замок вместе с земельными наделами Ульриху фон Беру. Ну а тот не будь дурак - такую дачку отхватил! - стал передавать сие добро по наследству.
Был фон Бер из немцев (как несложно догадаться), спал и видел, как становится епископом, чтоб и земельками повелевать, казнить-миловать, налоги грести и романчик с дамой по имени Политика замутить. Как видим, уже в те времена у святош были все те ништяки, что сохранились и по сей день.
Однако недолго музыка играла (тут уместен демонический смех), и дела государственной важности призвали Ульриха обратно в Германию. Ему ничего другого не оставалось, как передать замок брату, Иоганну фон Беру.
Тот кое-что пристроил, кое-что добавил... Прикупил еще земель, кур завел и стал жить-поживать да по сторонам посматривать - не покушается ли кто на хозяйство.
Кстати, одна из легенд Эдольского замка гласит, что владельцы никак не могли придумать как свою недвижимость назвать. И вот как-то горе-хозяин с деформированной фантазией объезжал верхом свои владения и увидел на обочине дороги крестьянина. Сидел человек, никого не трогал, ел яйца.Всадник остановился и спрашивает, мол, ты чего тут сидишь, чего делаешь? Крестьянин был латыш (что, согласитесь, в Латвии более, чем логично), поэтому ответил по-латышски. Правда, ВУЗов и школ он не заканчивал, поэтому даже по-латышски ответил с ошибками. Я, говорит, есть яйца! (Тут своим куцым хвостом помахивает пошлая шуточка, но мы, подобно гусарам, промолчим). По-латышски это звучит буквально как "Es ēd oles!" В общем, верховой тоже ни черта не понял, но странное выражение запомнил. И назвал в итоге замок Эдолес (ēd-oles).
Как бы там не было, а нынче Эдольский замок очень атмосферное местечко. Тут вам и отель, тут вам и базарчик по праздникам, тут вам и музей с детской комнатой практически в стиле ужастика "Женщина в черном".
Не, конечно, сюда можно просто приехать пообедать в местной кафешке и пофотографироваться. Можно зайти в музей. Но гораздо круче все же остаться здесь с ночевкой.
Тем более, что в отзывах, встреченных где-то на просторах сети, действительно фигурировали всякие паранормальные явления. Поэтому мы вооружились фотоаппаратом и здоровой любознательностью, прикинулись Малдером и Скалли и поехали на встречу с правдой, которая где-то там.
Итак, привидения. Они водятся в любом уважающем себя замке, и Эдоле не исключение. Главная легенда замка содержит в себе все элементы средневекового триллера. Жили-были в нашем замке два брата (вряд ли акробата). И, как обычно это случается, втюрились они в одну девицу. Ну а что, все вполне логично: местность глухая, благородных на всех не хватает.
Звали девицу Сибила и вроде как жила она где-то по соседству. Выйти замуж одновременно за двоих не позволяли темные и непрогрессивные законы, поэтому пришлось выбирать.
Уж не знаю, которого она осчастливила - старшенького или младшенького - но только оставшегося не у дел такой расклад не устроил. Бортонутый претендент на руку, сердце и шесть соток с приусадебным домиком действовал решительно. Не, он не устраивал истерик с криками "Так не доставайся ж ты никому!". Он просто кокнул братца, а потом женился на Сибиле.
Здесь нажмем на паузу и попробуем постичь то, в чем не только черт ногу сломит, но и прочие парные и не очень копытные. Попробуем постичь женскую логику. Нет, ну в самом деле! Он-то понятно, изначально хочет ее прибрать к рукам. А она?! Собиралась замуж за одного, а потом - опаньки! - выскочила за другого, да еще братокиллера. Неужели ж она действовала по принципу: "А че это я? Этот-то, смотри, какой боевой! А у того все равно на носу была бородавка". Учитесь, девочки!
Думаете, тут и сказочке конец? Э-э, нет! Это вы просто еще не догадались, в какие железные лапы попали.
Вернемся к позициям УК Средневековья. Помните, как у Вильяма, нашего, Шекспира? "Хоть убийство и не имеет языка, оно говорит громким голосом".
На том месте, где брат убил брата, в одном из залов замка, на полу стало появляться кровавое пятно. Тут мы передадим пламенный привет еще одному английскому классику и его "Кентервильскому привидению".
Сначала пятно терли золой и "Сифом". Оно исчезало, но спустя какое-то время возвращалось. Потом пятно заставили шкафом и вроде все успокоилось. Но затем вожжа снова попала под хвост, и было решено на месте пятна построить камин - дабы огонь очистил место преступления.
После этого все решительно успокоились, и началась бытовуха: Сибила все больше времени проводила за прялкой, а ее мужинек носился по охотам.
И вот однажды, во время одной из таких отлучек, к Сибиле пожаловал... Нет, вовсе не тот, о ком все сейчас подумали. К ней пришел гном и передал привет от Белоснежки! И притащил золотое веретено. "Мы, говорит, тебе вот такую штучку как в лучших домах ЛондОна, а ты нам - возможность провести гномичий слет с участием Короля. Естественно, тоже вполне себе гномичьего".
"А веретено золотое, говорят, спрячь куда-нибудь и никому не отдавай. И тогда будет твоему замку невероятное счастье".
В общем, Сибила подумала, что раз мужинек развлекается на охотах, то и она может повеселиться. И дала добро на проведение съезда малых народов.
Однако неугомонный гном-парламентер все никак не мог успокоиться: "Никто не должен нас видеть!"
- Что ж это? - возмутилась Сибила. - Вы думаете, я буду в замочную скважину подглядывать за вашими плясками? Так я залеплю скважину "Орбитом". Не извольте беспокоиться!"
А дальше все произошло как в анекдоте про любовный треугольник - "Вернулся муж, а мы в прямом эфире".
Охота, видимо, была неудачной, Акела промахнулся, поэтому муж вернулся раньше. Ну и, понятное дело, пожелал узнать, что это за пляски в его хате. Открыл дверь в бальный зал, увидел короля, увидел гномов, которых видеть нельзя и развидеть не получится, тут гром, молния и темнота. В общем, пробки выбило.
Муж так перепугался, что вскочил на лошадь и погнал, куда глаза глядят.
Но гномы уже его ждали...
Короче, никуда он не ускакал, гномы шуганули его лошадь, та понесла, сорвалась с обрыва... Так Сибила стала вдовой.
Это все, конечно, сказочки. История же реальная гласит, что в замке действительно жили когда-то отец и сын. И сын убил отца. Из пошлых материальных соображений.
Ну и скажите, чем не местечко, чтобы встретить призрака?
Номеров в той части замка, что отведен под отель, немного. Но номера хорошие, комфортные и атмосферные: со старинной мебелью, дубовыми шкафами и тяжеленной кроватью. И да - ни в одном номере нет телевизора.
Зато есть симпатичный, скрытый от других вид из окна.
Вечером особенно приятно, ибо в окно стучится вот такой закат...
Если же денег на полноценный номер не хватает, а романтики душа просит и желает, то можно пожить в шкафу. Причем буквально: длинный коридор под самой крышей и в него выходят дверцы шкафов, за которыми, оказывается, тоже можно жить! Просто какое-то торжество демократии.
Мы забрели сюда контрабандно и в самых классических традициях голливудского кино, были засечены при помощи камер.
Вторая часть замка отведена под музей, эскпозиция которого порой напоминает лавку старьевщика: сюда натащено всякого разного барахла: начиная от утвари и заканчивая разномастной живописью. Обнаружился даже вот такой сюжетец... Скажите, мне только одной кажется, что это отступление французов из-под Москвы?
Кстати, рядом висел огромный женский портрет в полный рост (эх, жаль не сфотографировала!) и вот, ей-Богу, показалось мне, что портрет этот не больше, не меньше императрицы нашей Марии Федоровны. Чего только не найдешь в латвийских замках!
Однако в целом эта "забарахленность" создает какую-то настолько естественную атмосферу, что кажется - здесь до сих пор живут.
После же музея обязательно - по старым, деревянным, скрипучим лесенкам...
...следует подняться на смотровую башенку, чтобы насладиться пасторальными видами окрестностей.
Ляпота!..
Хоть и не тридцать три, а все же коровы!
Смотровая площадка совсем маленькая - вдвоем на ней находиться самое то, а вот втроем уже будет сложновато. На всякий случай, в целях безопасности она зарешечена, но наши люди здесь уже побывали - даже не пришлось отгибать проволоку под объектив: все уже было сделано.
Ну а привидения... А привидения так и не пришли. Видимо, у них был выходной.