И были пара свободных дней, и рванули мы в Нарву, от которой рукой подать до Ивангорода. Опять же двойная польза - и смена картинки, и возможность еще раз проштамповать российскую визу.
***
По обочине, строго по направлению эстонской границы шли люди. Ходоки попадались как одинокие, так и группами, молодые и постарше, мужчины и женщины. Но их объединяло несколько факторов: наличие яркого светоотражающего элемента в одежде, сам стиль одежды (сугубо спортивный) и номер. Пару раз на дистанции встретились промежуточные палатки с водой и легким перекусом.
Где начало их дистанции, а где - конец, мы так и не узнали.
***
Перед самой границей решили зарулить за кофе. Заправок знакомых и проверенных торговых марок все никак не попадалось. На непроверенные решили не заезжать - однажды на такой "одиночке" где-то в Литве бутерброд нам пожарили вместе с бумагой.
***
Наконец попалась одна из сетевых заправок. Проверенная - по словам водителя. Заехали.
Подхожу к кофейному аппарату, беру стаканчики... Тут же, абсолютно внезапно, подходит сотрудница заправки и останавливается рядом.
Я что-то делаю не так?..
Оказалось, нет. Традиционно нажимаю кнопку "Каппучино", и стаканчик начинает наполнять какая-то бурда.
- Так, это мы отставим в сторону, - оживляется сотрудница. - Я потому и смотрю, - запоздало поясняет она. - Попробуйте сделать "латте".
Лады, командуем аппарату "латте".
Второй стаканчик заполняет такая же бурда, как и первый.
- Налил больше, но это тоже никуда не годится, - сотрудница отодвигает второй стакан. - Есть еще просто кофе с молоком.
Не скажу, что чисто визуально он сильно отличался от содержимого уже забракованных стаканчиков.
Попили "каппучино", блин.
***
Пограничный город Валка-Валга. С латвийской стороны Валка, с эстонской - Валга. Граница между государствами проходит где-то в городе. Правда, сложно сказать, где - просто в какой-то момент надписи и названия улиц на латышском языке сменяется надписями на языке эстонском.
В общем, ни шатко, ни Валка.
***
На местных заправках в Валке - огромное количество машин на эстонских номерах. Топливо у нас дешевле, а валюта - одинаковая. Вот эстонцы и ездят.
Здесь же не Ивангород, здесь даже таможню проходить не надо.
***
Переехали условную границу, оказались в Эстонии.
Дороги - лучше, кофе - дороже.
***
Летнее солнцестояние - повсеместный праздник в Прибалтике. У всех выходные. Поэтому в Латвии, например, все жарят шашлык, пьют пиво и прыграют через костры. А потом, основательно загрузившись по всем статьям, парочками шуруют искать цветок папоротника. Который, как известно, нифига не цветет. Правда, месяцев эдак через девять можно обнаружить кое-какие цветы... жизни как прицельный результат таких поисков.
Эстонцы же на Ивана Купалу предпочитают париться в баньке.
Такой бочке позавидовал бы не только Диоген!
***
Нарва - самый русский город Эстонии. Все говорят по-русски. За 2 дня вживую ни разу не слышала эстонской речи. У кассиров в магазине бейджики "Olesja", "Ekaterina"... Сам магазин находится на улице Василия Герасимова.
Нарванаш!
***
С забронированными аппартаментами не очень повезло, несмотря на исключительно позитивные отзывы и высокий рейтинг. По факту оказалось, как в том моностихе - "По телефону смотритесь вы лучше". Один хозяин, указавший по шкафчик с бытовой химией ногой, чего стоил. Дальше была классика: серые жесткие старые полотенца, небрежно брошенное на кровати постельное белье, треснутая керамическая плита, не знающая, что такое скребок, слизь в поддоне под сушилкой для тарелок, и как вишенка на торте - белый морской песок на верхней полке холодильника.
Сволочью буду, а подпорчу им рейтинг на "Букинге"!
***
После заселения пошли погулять по району. Район старый, атмосферный, откровенно пролетариарский - наличие Кренгольмской мануфактуры обязывает. Красные кирпичные дома - бывшее жилье рабочих - стилистически очень напоминают
Каросту в Лиепае .
Только в Лиепае значительно чище.
***
Набрели на какие-то заброшенные склады. Внутри - вроде какое-то шевеление, но никого не видно. На подоконнике лежит раскрытая книга. Оказалось, об истории Калиниградской области.
Знание - сила!
***
Кренгольмская мануфактура хороша даже из-за забора. Попасть туда можно только с экскурсией и только по воскресеньям.
Придется вернуться в Нарву еще раз, потому как с
Музеем шахты из-за праздников мы тоже пролетели. Национальные праздники - это национальные праздники! Поэтому эстонцы не работают даже в том случае, если работа может принести им барыши.
Неправильные эстонцы.
***
Экскурсия на Кренгольмскую мануфактуру стоит 10 евро с носа. Один из спутников тут же заявил:
- Я лучше их пропью!
Париж не стоит мессы?..
***
На дороге, прямо на сплошной, в трещинах асфальтового покрытия, роются голуби. Что-то выискивают, что-то клюют.
Едет машина - они никак не реагируют.
Машина подъезжает - ноль голубиных эмоций.
Машина проносится мимо - хоть бы хны, даже не встрепенулись.
Город непуганных голубей.
***
Неподалеку от Нарвского замка стоит помятник шахматисту Паулю Кересу - трижды Чемпиону СССР. Обычно для фотосессии все присаживаются к нему за стол и делают вид будто мучительно размышляют как бы провернуть сицилианскую защиту.
А тут - дамочка в возрасте. И видно, что из местных. Под мелким накрапывающим дождем подошла к гроссмейстеру и ласково погладила его по бронзовой голове. Потом снова погладила.
Может, выиграла у него партию?..
***
Тут же, где-то рядом должен находиться бюст Пушкину. Даром, что и улица носит его имя.
Пошли искать по принципу "Идем по приборам". Вдруг - клумбочка, плиточка, постамент, спина, курчавая шевелюра...
- Вон он!
Любым русским "наше все" опознается даже с затылка.
***
В Нарве, в магазине купила хлеб. То, что на упаковке нарисованы листья анаши, заметили уже после того, как хлеб был съеден. И хоть никаких спецэффектов бонусом так и не обнаружились, запоздало попробовали изучить ингридиенты.
На упаковке - ни слова даже по-английски, все только на эстонском.
Ковар-рные кур-раты.
***
На Мосту Дружбы между Нарвой и Ивангородом происходит настоящая пешеходная движуха. Соседи ходят друг к другу за продуктами. Россияне тащут санкционку в пакетах "Рими" и "Максима", эстонцы - в пакетах "Пятерочка". При этом с эстонской стороны на таможне крутятся строгие ролики о том, что нельзя проносить с российской стороны на территорию независимого Эстляндского государства. Под запретом, главным образом, вся молочка и мясо-колбаса.
Однако по факту все таскают всё, а таможня ничего не проверяет.
Таможня дает добро.
***
На штрафстоянке со стороны России полно арестованных машин. Присмотрелись к номерам: российские, эстонские, латвийские и - внезапно! - американские. Штат Огайо.
Yankee go home!
***
Вход в музей Нарвского замка - 8 евро с носа (не пошли!). Билет в Ивангородскую крепость - 250 рублей (погуляли с удовольствием!).
Эстонский капитализм в действии.
***
Прямо на берегу реки в Ивангороде стоят типичные советские высотки. Окна многих квартир обращены аккурат в сторону Эстонии. Интересно, с какой формулировкой продается в этих домах жилплощадь?
"Продается квартира с видом на Европу"?..
***
Газон под окнами забит припаркованныеми авто. Вместо отсутствующих на свободных местах несут вахту старые покрышки, под задним бампером уже стоящих - тоже.
Легендарные парковочные войны.
***
Впереди идет парочка - оба в черном, оба пьяные. Джентльмен облачен в классическую "тройку" - рубашка, треники и шлепки. На леди надето маленькое платье, на голове присутствуют следы былой прически, а на запястье - фенечки, рука сжимает за горлышко бутылку вина. Леди дефилирует босиком.
Идут и что-то громко и невнятно, как только пьяные и умеют, обсуждают. Потом начинают о чем-то спорить. Кажись, об обуви.
Наконец джентльмен не выдерживает, останавливается и широким замахом, сноровистым пасом поочередно сфутболивает с ног свои шлепанцы:
- Ладно, на!
Все - на футбол!
***
По дороге движется пошарпанная серая "газелька"-грузовичок. Остановилась, включила какой-то выгоревший, почти белый поворотник, пропускает встречных.
Встречные проезжают, "газелька" делает внезапный рывок и с оглушающим металлическим грохотом заскакивает на тротуар.
- Судя по всему, он приехал, - обернулись мои спутники на красноречивый звук.
- Судя по звуку, он и разгрузился сразу, - отвечаю.
***
На небольшой, плотно заставленной парковочке перед "Пятерочкой" медленно и аккуратно, задом паркуется "вольвик".
На эту же парковку въезжает патруль ДПС. "Вольвик" продолжает парковаться, но с первого раза въехать в пространство между двумя машинами не получается.
Полицейская машина проезжает чуть вперед, останавливается и из нее выходит патрульный. Подходит к "вольвику" и начинает помогать ему парковаться.
Моя милиция меня бережет.
***
Тульский пряник в нарвской "Максиме" стоит 39 центов. Точно такой же тульский пряник в ивангородской "Пятерочке" стоит 39 рублей.
Цифры одинаковые, а стоимость - разная.
***
Разговор в "Пятерочке" между явно пришедшими из-за границы:
- Сколько колбаса? Сто пятьдесят? Бери!
- Так нельзя же... А вдруг найдут?
- Если что - там же и сожрем!
Руководствуясь такой же прозаической логикой, я взяла два йогурта.
Вот я и контрабандист.
***
Признаться, я уже бывала в Нарве.
Зимой. В натуральный мороз. На общественном транспорте - то бишь, на автобусе. Помимо основной, планировалась дополнительная встреча, поэтому обратный автобус был только в 11 вечера.
День, невзирая на мороз, прошел прекрасно. По запланированной программе были изучены Нарвский замок и Ивангородская крепость, наделана куча фотографий, приобретено множество впечатлений и даже замечены снегири!
Но вечерком, часиков эдак в 7-мь, с фигурантом первой встречи пришлось расстаться, а фигурант второй - так и не нарисовался. А автобус, повторюсь, только в 11-ть вечера.
Ладно, ерунда вопрос - побомжуем культурно в какой-нибудь кафешке ближайшего торгового центра.
Так в начале 8-го вечера я с комфортом расположилась в обнаруженной "сушильне", заказала роллы, большой чайник чаю, достала журнальчик... Ничто не предвещало беды.
Без десяти 8-мь по матюгальнику объявили, что торговый центр закрывается, и до 10-ти вечера будет работать только продуктовый на первом этаже.
Карамба! Проклятая провинция!
Пришлось со всеми пожитками спуститься на 1-ый этаж. Пожитки насчитывали: кофр с фотоаппаратом, рюкзак с минимумом необходимых вещей и подаренный накануне автомобильный насос. Насос, несмотря на свои компактные габариты, не влезал ни в кофр, ни в рюкзак, поэтому таскать его приходилось под мышкой.
До 10-ти вечера я просидела внизу, до одури играя в маджонг. В 10-ть пришлось распрощаться с торговым центром и уйти в ночь и мороз. Куда деваться в ближайший час было абсолютно неясно.
Автовокзал, говорите? Международные автобусы в Нарве подбирают пассажиров у простого, банального, стеклянного павильона - то есть на обыкновенной остановке. Вот и весь автовокзал.
Но есть еще железнодорожный вокзал! "Там приграничная зона, - говорили мне. - Вокзал должен быть открыт круглосуточно".
Ладно, побомжуем на вокзале - по крайней мере, там теплее, чем просто на улице, где температура уже -20 по Цельсию.
Вокзал должен был быть открыт. Но не обязан. И я едва удержалась от досадного желания пнуть запертую дверь.
А тем временем вечерело, и мороз крепчал без какого-либо стиснения.
Что ж, попробуем продержаться, просто шагая туда-сюда вдоль остановки. Была предпринята попытка в стиле Жени Лукашина: "Надо меньше пить! Пить надо меньше!" В ход пошли притоптывания, прихлопывания и подпрыгивания. Однако уже через 5 минут стало ясно - до прихода автобуса, даже если он прирулит раньше, я не протяну, околею раньше. Вряд ли, конечно, это стало бы большой потерей для человечества... Но вот мама, пожалуй, расстроилась бы.
Собрав в очередной раз пожитки, я пошла буквально куда глаза глядят.
Рядом с вокзалом базировался какой-то откровенный шалман. И жизнь там била ключом - допускаю, исключительно алкогольным. В витринах моргала светомузыка, из-за закрытых дверей приглушенно доносилось страстное "А я сяду-у в кабриолет и уеду-у куда-нибудь!"
На минутку представилось, как я вваливаливаюсь в этот шалман с выпадающим из-под мышки насосом для того самого кабриолета.
Но мозги я отморозила себе не настолько, поэтому пошла дальше.
А дальше оказалась небольшая площадь, стоящий на ней отель "Нарва" и припаркованные перед ним в морозной тишине машины.
О, славная гостиница "Нарва"! О, святая барышня за стойкой, заступившая в ночную смену! Вы - мои спасительницы. Одна приветливо распахнула передо мной двери на фотоэлементах, а вторая без лишних вопросов разрешила воспользоваться их диваном, светом и теплом.
- Приезжайте к нам еще! - пригласили меня на прощанье.
- Обязательно. Но только на машине! - ответила я.
И, черт возьми, сдержала слово.