Машины вне (зачеркнуто) времени

Dec 20, 2016 09:47

Первое, что попалось мне на глаза, был хороший такой "аудик" на эстонских номерах. Он явно шел по навигатору, и на интуитивном уровне сразу же стало понятно - мы едем с ним в одно и то же место.

"Да ла-адно", - думалось мне. "Ну чего я там не видела?" И тем не менее вооружалась фотоаппаратом.

"Ну ла-адно", - решилось мне. "Съезжу, посмотрю как оно там, после масштабного и долгого ремонта".

С "аудиком" к месту назначения мы прибыли одновременно, и оба обнаружили одну и ту же картину - мест на небольшой парковке нет. Все забито местными и литовцами. Шошолики и вовсе понаехали целыми автобусами.

Это странное на вид здание в одном из микрорайонов Риги и раньше пользовалось популярностью как среди аборигенов, так и среди туристов. Потом его закрыли на ремонт, и для простых смертных оно не было доступно аж несколько лет. Превращения обещали просто невероятные и фантастические.

А летом пошла информация: "Мотормузей открыли!"



Приближаясь к его дверям, я понятия не имела, что там навертели внутри, но лично меня уже даже на этом этапе радовал тот факт, что как и прежде рижский "Мотормузей" начинается с очевидного намека.

Стилизованная решетка радиатора старого "Роллс-Ройс" никуда не делась.


Фото старое - 11-го года.

Наверно, надо все же напомнить немного историю возникновения этого музея.

Прошлый век. 1972 год. Небольшая группа автоэнтузиастов создает в Риге Клуб Антикварных автомобилей (латышская аббревиатура - ААК). На тот момент, на всей огромной территории Советского Союза, ААК был единственным такого рода сообществом. Энтузиасты устраивал выставки ретро машин и слеты поклонников и ценителей автостарины. В конце концов, Клуб стал известен по всему СССР, и из разных городов страны в Ригу стали приходить письма, общий смысл которых сводился к следующему: «У нас в сарае, оказывается, стоит раритет! Мы его используем, как ящик для хранения картошки. Он вам случайно не нужен?..»

Не случайно - нужен! И стали «автоантиквары» собирать извлеченные из сараев, гаражей, ангаров, заводов, покрытые пылью и грязью старые и старинные автомобили.

Так возник... нет, не сам музей. Так возникла его идея.





Щелкнула стендик, потом пригляделась... Ба-а, знакомые места! Доводилось там и промчаться по трассе Формулы-1 на настоящей "феррари", и наблюдать предформульное княжество.



Не исчезало ощущение, что я иду в гости к старым друзьям. И что в доме их останется все более-менее также как и было. Ну, может, слегка мебель поменяли и переставили.



По факту оказалось, что друзья переделали абсолютно все. Раньше было светло, но тесновато. Жильцы дома толпились и почти толкались лакированными боками. Но толкотня эта была дружеской.

Сейчас все стало в темных тонах. Современно и интерактивно.

Вот как-то так стало.


Исчезли стендики с информацией напечатанной на бумаге. Их заменили мониторы. Вся информация продублирована на три языка. Все тыкабельно.

Да, было время, когда в Риге производили "Форд"!


Была даже собственная модель - Vairogs. Такая, чтоб с латышским колоритом.



И рекламная кампания силь ву пле! Давненько это было!



Понятное дело, что в такое место приходят с детьми, которые рано или поздно начинают скучать. Поэтому и для детей теперь развлекалочки. Чтоб крутилось и вертелось.

Кстати, крутили и вертели не только дети...


Устал крутить...


Тут же можно почувствовать себя ассом. Даже если ноги при этом не достают до педалей.



Два пацаненка снимали по очереди трубки, в которых вещалось о развитии велосипедостроения, слушали пару мгновений, а потом вопрошали по-литовски: "Prašau?" (Буквально "Пожалуйста?")



Для взрослых везде навешали планшетников, и такой подход чем-то напомнил мне научный центр "AHHAA" в Тарту.





И как-то за всем этим тыканьем в мониторы забываешь, чего ради ты пришел сюда. А ведь ты пришел сюда ради автомобилей. И раньше, до ремонта, в тот, непродвинутый и простой, ламповый, музей ты приходил именно ради них - невероятных красавцев, бывших здесь единственными и полноправными хозяевами.

Ты приходил в гости к машинам.

Поэтому, плюнув на все современные технологии, я пошла искать старых знакомцев, чтобы еще раз засвидетельствовать им свое почтение.



И вот же, вот она, красавица! В окружении опять же литовских туристов.



Это классика музейной экспозиции. Кажется, она была здесь всегда. И всегда будет. Пожарная машина "Руссо-Балт" 1912 года рождения.





Выпущенная в единственном (единственном, товарищи!) экземпляре, она долгое время в разобраном состоянии провалялась в каком-то хозяйстве под Ригой. Ее нашли, собрали и восстановили.



Именно эта машина для меня олицетворение всего музея. Отображение его сути и духа.





Конечно, когда пытаешься представить себе, как в 1912 году на ней мчались на пожар, становится смешно. Ну какой "мчались" может быть в начале прошлого века? Скорости 21 века снисходительно усмехаются, глядя сверху вниз на скорости века двадцатого. Тем более его начала.



Вот только орла господа музейщики зачем-то поменяли. Свинтили, гады.

Орел образца 11-го года.


И что-то как-то он сильно изменился к году 16-ому... И какой-то он даже не имперский.

Верните нормального двуглавого, жулики!


Узнаете? "В Сокольники он рвется! Стреляй, Глеб Егорыч!" Тот самый "студебеккер". А на крыле у него то, что раньше могло остановить эту машину. Но, если честно, как-то сомнительно выглядят эти гвозди, вколоченые в обыкновенную доску.



Прокололи колесо? Извольте на ремонтик.







Невероятно, но факт: и то, и другое - "РАФ". Справа автомобильчик, которому довелось сопровождать Олимпийский огонь в 80-ом. Двигаться машина должна была очень медленно и, чтобы не перегревался двигатель, придумали специальную систему его охлаждения.

А слева - это экспериментальный вариант кареты "скорой помощи". Их испробовали, но в серию они не пошли.

А потом и сам "РАФ" канул в лету...



На память остался еще один "рафик", который превратился в интерактивную игрушку. Стоит себе просто белый "микроб", и внезапно начинает меняться аки хамелеон. За качество видео просьба ногами не пинать - сложновато было в одной руке держать телефон, а второй - тыркать в экран, меняя окраску и характер машинки.



Рижский Мотормузей официально возник 22 апреля 1989 года и по сей день является самым крупным автомузеем Балтийских стран. В его коллекции по большей части "немцы", "американцы", немного "фрацузов" и "англичан". А также уникальные и роскошные скакуны из конюшни Кремля.



Красивые, да? Блестящие, отполированные. Так и хочется прокатиться. И чтоб все пялились всенепременно!



Но не забывайте, что через... хм... стекло заднего вида едва ли что-то на самом деле увидишь.

Вот и весь обзор, собственно...


Есть любители горячих баварских коней? Вот, полюбуйтесь: эта коробочка - прародитель всех современных авто с гордой аббревиатурой на капоте.

Специально для тех, кто не верит - внизу табличка.


А это уже более "продвинутая" модель.



И даже знаменитые "ноздри" уже прорисовываются.



Вот так даже на современность похоже. Только шрифтик old school.



А что же это за голубое чудо рядом? Вы можете не верить, но это тоже "BMW"!



Только этой машине катастрофически не повезло. Ее чинили при помощи деталей от других авто. И порой эти "доноры" не имели ничего общего не только с баварской, но и даже с немецкой автопромышленностью.



Яркая иллюстрация фразы "Я его слепила из того, что было". Бедная машина...



Зато спидометр, спидометр-то какой!



А вот экспозиция "англичан" сократилась... Исчезли куда-то все старые "роллс-ройсы" со своим элегантным "Духом экстаза". Исчезли "ягуары", которые знаменитую фигурку прыгающего зверя ставили на капот за дополнительные две гинеи. Жаль, конечно. Однако все автомобили в коллекции - частные, и на то время, пока музей был закрыт, их отдали владельцам. Кто знает, может какой-то нерадивый хозяин и продал принадлежащий ему самодвижущийся экипаж...

Из "роллсов"  на данный момент выставлен только один. Вот этот.



Смутил Леонид Ильич? Не смущайтесь. Это как раз таки его машина. Единственный в мире "роллс-ройс", выставляющийся в музее после аварии.



За рулем генсек любил бывать сам, но водил, говорят, скверно.

Он вроде как даже удивлен.




Так что все в этом "роллсе" настоящее и аутентичное.



Вплоть до сколов краски и трещин. Можно сказать, что это не просто история. Это история в квадрате: и в качестве просто автомобиля, и в качестве автомобиля из самой чистокровной конюшни страны.





Раньше в музее были еще, помимо Леонида Ильича,  Сталин, Никита Сергеич и Горький. Сталин имеется в наличие - по-прежнему сидит в своем бронированном "ЗИС -115". От Хрущева и Горького остались только их машины.



"Линкольн" с кузовом из аллюминиевого сплава 1932 года рождения. Их всего-то выпустили 215 штук.



А уже в 1934 году такую машину советское правительство подарило одному из самых опять же советских писателей.



Разбавим черный яркими цветами.

А вот этого "англичанина" в старой экспозиции я не припоминаю вовсе...



Таких авто - всего два в мире. В мире! И уникальна эта машина прежде всего своим кузовом. Вроде как кабриолет... Однако крыша не складывается.



Сложно узнать в этом "горбатом" черты предка современного автомобиля люксовой марки. Хотя... кое-что общее все же между ними есть.



Раньше, оказывается, у "бентли" были и такие крылышки.



Ну и раз уж речь зашла об уникальных автомобилях, то самое время показать еще один раритет - трофейный немецкий "Auto-Union".

Автомобиль-легенда. Король гоночных трасс того времени. Расход топлива - 60 литров на 100 километров. Так что ваша машина (если только это не грузовик), кушает совсем немного, успокойтесь, не рвите на голове волосы.



Не смотрите на то, что внешне автомобиль вроде как неказист. Не смейтесь с того, что машинка напоминает бобслейный "боб" на колесах. Эта машина все равно посмеется последней.

В далеком 1945 году сей "спортсмен" был доставлен в Москву для технологических исследований. Исследовали долго, аж до 1976 года! А потом ЗИЛ решил - все, мавр сделал свое дело, мавр может уходить. И хотели зиловцы пустить автомобиль под пресс.

Но энтузиастам из ААК удалось спасти машинку и привезти ее в Ригу. После исследований автомобиль находился в плачевном, практически предсмертном состоянии. Но даже в такой кондиции он привлек внимание секущих фишку богатых западных коллекционеров.

И началось!

За то, что ЗИЛ хотел сдать в металлолом, давались астрономические суммы. Самая впечатляющая была озвучена в 1988 году. Когда за нереставрированную машину в состоянии "Рожки да ножки" давали 20 000 000 долларов. Да-да, с количеством нолей здесь никто не ошибся - их там действительно семь.

Один из коллекционеров был готов построить в Риге музей, лишь бы только машина досталась ему.

Однако в Москве быстро смекнули, что к чему, и, вспомнили классиков: "Торг здесь неуместен!", стали строить сами.

Так, благодаря "Auto-Union", у музея появилось собственное здание.



Легендарные автомобили производили не только немцы. У нас тоже кое-что имеется в загашнике. Хоть и не столько стремительное.



Раньше обойти "Чайку" по кругу было невозможно. Она стояла в общем ряду, за бордюрчиком, стиснутая с двух сторон другими машинами. Теперь же мне удалось подробно осмотреть ее со всех сторон.

Это моя мечта... Когда я вырасту, я обязательно куплю себе "Чайку"... И можете смеяться надо мной сколько влезет.


Абсолютно все "Чайки" - первый советский автомобиль высшего класса, оснащенный электрическими стеклоподъемниками и гидроусилителем руля - были исключительно вороной масти. И только "Чайка" Валентины Терешковой отличалась - спецзаказ, белый цвет. Все остальные белые "Чайки" - перекрашеные черные.



Однажды летом я пришла в гараж за своей машиной. Гараж - классическое наследие советских времен. И вот представьте: утро, светит солнце, день обещает быть теплым и ласковым... И вдруг я слышу звук, совершенно не характерный современным массовым автомобилям. Это был говорок авторитетного двигателя V8 объемом пять с половиной литров. Вы знаете этот солидный низкий басок?

Миг! - и за-за ряда кирпичных стандартных гаражей, слепя "зайчиками", прыгающими по сияющему хрому деталей, отражая мир в зеркале крутых боков, показалась "Чайка"... Меня она буквально заворожила. Картинка того солнечного утра до сих пор стоит у меня перед глазами.

"Чайка" одна из самых красивых машин, что мне доводилось видеть.



А вот еще один ГАЗик. Массовый советский автомобиль ГАЗ-М-20 "Победа". Такие машинки выпускались даже в кузове кабриолет.



Машина выпускалась с 46-го по 58-ой годы. Всего сошло с конвейера больше 240 тысяч таких машинок. Из этих тысяч 14 с хвостиком были кабриолетами.



Говорят, изначально планировалось назвать машину "Родина". Все же только что закончилась Великая Отечественная... Но якобы Сталин спросил: "А сколько стоит Родина?" Поэтому автомобиль получил название "Победа".

Сколько стоит Победа Сталин знал...



Что еще из серийных автомобилей советской эпохи? Из тех самых машин, которые были доступны при определенном везении любому гражданину СССР?

А вот хотя бы этот "Москвич".



Правда, это более продвинутая, экспортная версия. Потому и салон в тон основному цвету автомобиля. И тюнингованное зеркало. Краска, кстати, и отделка салона - заводские, оригинальные.



Больше самого "Москвичонка" посетителей привлекает только детское автокресло. Такого же яркого цвета.

А все говорят, что Союз отсталый был!




Перейдем к эконом-классу размера "мини".



"Жигулята" или "москвичата" еще нет-нет (особенно, сразу после зимнего сезона) да встречаются на дорогах. В них обычно сидит трогательная пара в возрасте и, явно обалдевая от окружающих скоростей, едет по своим спокойным дачным делам. И заметно невооруженным глазом, что машинка по-прежнему на зиму бережно консервируется в гараже.

А вот "запиков" уже давно не попадалось.



А вот детали интерьера еще одного авто, известного, наверно, каждому.



Аскетично, говорите? И руль железный?



Все не так просто. Вы еще добавьте, что это кабриолет!



Фото тоже старенькое.

После выхода на экраны "Операции Ы", эти нелепые кабриолетики прозвали "моргуновками". Изначально же они задумывались, как усовершенствованная инвалидная коляска и полагались каждому инвалиду.

Салончик действительно аскетичен. Но зато даже "бардачок" имеется.



В общем, хотели как лучше, а получилось как в том анекдоте: "После сборки тщательно обработать напильником".

Фрацузы же изначально не сильно заморачивались, создавая свой "Citroen 2CV". Требовалась простая в управлении машинка-малолитражка для новичка. Задача минимум (она же - максимум) - способность достаточно комфортно перевозить 4-х человек и мешок картошки.

Так родился "Гадкий утенок".



Скорость - 50 км/ч. Расход топлива - 3 литра на 100 км. Французы были довольны. И плевать они хотели на то, что машинка стала переодически занимать первую позицию в топе "Самые уродливые автомобили мира". В этом топе у нее не наблюдалось конкуренции - она и была самой уродливой машиной в мире.



Смешная машинка - смешной расход. Конечно, это вам не "БелАЗ". Я хочу увидеть эту машину живьем и сфотографироваться на ее фоне! Нет, даже не на фоне самой машины, а на фоне ее колеса!

Вот это аппетит, вот это я понимаю.


То была секунда гигантомании. Вернемся к формам поменьше.

Вот же еще один "карапуз". Снова поколение "малышей". Привет с Туманного Альбиона.



Машина мистера Бина! И этим все сказано.



На самом деле ходить по музею можно долго. Даже я, имея представление об основной экспозиции, проболталась здесь 3,5 часа, настреляв 300 с лишним фотографий. Кто-то настреляет гораздо больше - во мне просто говорит еще "пленочная" привычка тщательно отбирать кадр.

Еще авто для непростых смертных хотите?

"ЗИС-110" представительского класса в кузове кабриолет.

Раньше этого автомобиля в музее не было.


С 45-го по 58-ой годы выпущено всего 2089 экземпляров этой машины во всех модификациях. А кабриолетов и вовсе только два.



Сейчас в музее на этой машине можно даже "поучаствовать" в параде. Трибуны вон, видите? Напротив автомобиля организован интерактивный стенд с камерой. Становишься в определенном месте, нажимаешь кнопочку "Старт" и появляешься в авто на фоне трибун. Пока "едешь", камера делает несколько кадров. Затем смотришь, что получилось, и отсылаешь на электронную почту.

Выглядит это, короче, как-то так. На самом деле, очень смешно.


Номенклатурные авто это, конечно, хорошо. Но музей может похвастаться даже президентским экипажем, который помнит, как по его сиденью елозили ягодицы первого президента Латвии Карлиса Ульманиса.



Отреставрированный, пахнущий кожей и деревом, "кадиллак" этот невероятно хорош.



Это был второй после "Чайки" автомобиль, подле которого я проторчала битый час.



Американцы могут говорить, что угодно, но про легендарный "Дух Экстаза" они явно знают не понаслышке.



Вот мы все "машины-автомобили"! Все сейчас разбираются в машинах лучше самих автомобилестроителей. А прямо с рулем в руках рождается вообще каждый второй. Как родился, так и забыл сразу, что тоже когда-то ездил на машинке с компрометирующей буквой "У" на крыше.

А между тем, автомобиль это вовсе не изобретение Генри нашего Форда. Форд просто придумал, как сделать его дешевым.

В 1769 году французский капитан артиллерии Николя Жозеф Кюньо создает первую паровую повозку. Она весила 1 тонну и ехала со скоростью 5 км в час. Капитан, припомнив уроки в школе, извлек из памяти два слова: греческое "auto" (самостоятельный) и латинское "mobilis" (подвижный), и назвал повозку automobile.

А за полвека до него, в 1712 году английский изобретатель Томас Ньюкомен практически создает первый паровой двигатель.

Настоящий же прорыв случился в 1885 году, когда немецкий инженер Готлиб Даймлер установил двигатель внутреннего сгорания на двухколесную деревянную раму, явив свету первый в мире мотоцикл. Его соотечественник и коллега Карл Бенц запатентовал и продемонстрировал публике свой Benz Patent Motorwagen. Этот был легкий трехколесный самодвижущийся экипаж, с двигателем мощностью в 0,75 л. с.

Так родился автомобиль.



Да-да, это именно он - предок всех современных авто. Тот самый Benz Patent Motorwagen. Вглядитесь в него, попробуйте обнаружить общие родственные черты. Запомните - это первый серийный автомобиль человечества.



Самое забавное, что оба господина даже не знали о существовании друг друга и не подозревали о том, что конкурируют.

Такая вот история.



...Им не надо ничего никому доказывать. Они все уже доказали, и теперь не они вовсе нуждаются в нас, а это нам нужны они. Мы приходим к ним в гости. И, не торопясь, позабыв о делах и времени, долго бродим, пытливо заглядывая в окна и сгорая от желания когда-нибудь оказаться в одной из них. А они смотрят на нас - сурово, лукаво, равнодушно - и только весело слепят нам глаза беззаботным сиянием начищенного до блеска хрома.

Они могут позволить себе подобное хулиганство, ибо они - классика.

репортаж, дела давно минувших дней, транспорт, Латвия, Рига, автомобили, музей

Previous post Next post
Up