Мир или война?

Feb 08, 2006 22:20

Мир или война?

Судя по заявлениям политиков в Армении, Карабахе и Азербайджане, переговорный процесс перешел в стадию форсирования событий. Судя по высказываниям, Армения уже готова пойти на принятие трех существенных пунктов по карабахскому вопросу:
1. Вывод армянских сил из 5-6-7 районов буферной зоны;
2. ввод миротворцев в буферную зону;
3. проведение в дальнейшем референдума по определению статуса Нагорного Карабаха.

По заявлениям армянских и азербайджанских политиков трудно судить, есть ли предварительные договоренности по другим вопросам: о возвращении беженцев и вынужденных переселенцев, возмещении ущерба, открытии коммуникаций и др.

Впрочем, эти вопросы оказываются второстепенными, если по первым трем пунктам есть договоренности. Уже сама попытка пойти по пути реализации вышеперечисленных пунктов поставит регион на рельсы новой войны, которая может стать намного кровопролитнее, так как на этот раз в конфликт могут быть напрямую вовлечены такие страны, как Иран и Турция.



Для Азербайджана проведение в Карабахе референдума по определению статуса означает его однозначную потерю. До конфликта азербайджанцы составляли порядка 21% населения Карабаха. Таким образом, даже если в НКР вернутся все азербайджанцы, которые покинули республику, результаты референдума заранее известны.

Вывод армянских сил из зоны безопасности, размещение там миротворцев и возвращение азербайджанских внутренних переселенцев с дальнейшим прицелом на референдум - этот план однозначно запускает механизм новой войны. Для проведения референдума в Карабахе Азербайджану придется изменить конституцию, чтобы возможные изменения границ АР имели легитимность. Однако азербайджанское общество не пойдет на подобные поправки к конституции, так как это будет означать однозначную потерю Карабаха.

Поэтому данный этап урегулирования автоматически остановит на неопределенное время процесс умиротворения. Власти Азербайджана могут пойти на 20 плебисцитов, но провести поправки они будут не в состоянии. А это уже постепенно будет приводить к радикализации азербайджанского общества, которое рано или поздно вынудит власти страны пойти на силовое решение карабахского вопроса.

Даже если гипотетически предположить, что руководство Азербайджана сможет успокоить общественное мнение, сделать его более толерантным, возвращение вынужденных переселенцев в Карабах и в буферную зону превратит регион в пороховую бочку. Любая провокация или просто накал страстей могут возобновить конфликт.

При этом Азербайджан будет искушаем военным решением конфликта, так как позиции армян к этому времени резко ослабнут.

Каковы военные последствия соглашения?

С военной точки зрения Армения и Карабах, в случае принятия трех пунктов, оказываются в тяжелой ситуации.
  1. Армянская сторона оставляет зону безопасности. В этом случае карабахская армия покидает глубоко эшелонированную линию обороны, на которую были потрачены огромные средства и многие годы. Восстановление аналогичной линии уже на границе НКР представляется маловероятным в течение ближайших лет. Кроме того, карабахская армия, в случае военной агрессии, будет вынуждена встретиться с противником непосредственно на своей территории, что многократно увеличивает шансы Азербайджана на реализацию плана по блиц-кригу. При этом возможная быстрая оккупация хотя бы трети Карабаха со стороны азербайджанской армии весьма затруднит дальнейшее достижение армянами как военного, так и политического перевеса.
  2. Армения теряет возможность оказывать Карабаху прямую военно-техническую и, возможно, финансовую помощь, что приводит к существенному ослаблению карабахской армии.
  3. Не исключено, что мировое сообщество потребует серьезного разоружения со стороны карабахской армии, хотя бы прикрываясь фланговыми ограничениями по обычным вооружениям ОБСЕ. А это, например в случае танков, приведет к уменьшению их численности в более чем полтора раза. В случае развития ситуации по подобному сценарию карабахская армия может выродиться в заурядные силы самообороны какой-нибудь бунтующей провинции банановой республики.
  4. В случае прямой военной агрессии азербайджанцы, проживающие на территории буферной зоны, станут пятой колонной на пути продвижения войск противника. Если к этому времени в Карабах вернутся и беженцы, то армянам придется иметь дело с противником, укрепленным в таких районах, как Шуши, и в других стратегических точках, где ранее компактно проживали азербайджанцы.

Уповать на гарантии международного сообщества, которые в лучшем случае будут подкреплены несколькими тысячами миротворцев, не приходится. Опыт действия миротворцев в Сербской Краине или Сребряннице показывает, что они не только не способны сдерживать наступление армий, но и потворствуют (хотя бы невмешательством) прямому и явному геноциду.

Отдельно стоило бы указать на то, что даже если этот не самый позитивный сценарий и не сбудется, то один факт размещения миротворцев должен заставить глубоко задуматься. И не только потому, что Тегеран может, как минимум, резко охладить свои отношения с Арменией, которая разрешит присутствие на границе с Ираном иностранных войск, причем вероятнее всего - из государств НАТО. Опыт использования миротворческих сил в различных регионах планеты весьма плачевен и с социальной точки зрения. Последние скандальные разоблачения действий миротворческих сил в Конго, Косово, Гаити и других горячих точках показал, что "голубые каски" или их аналоги из НАТО развивают "деятельность", которая приводит к резкому росту в регионе их размещения проституции, работорговли и других социальных пороков, жестокому обращению с местным населением.
Самвел Мартиросян

http://peacebuilding.am/arm/pages.php?page=point&id=87

миротворцы, посредники, Карабах

Previous post Next post
Up