Karras: Практика осознанных сновидений (начало)

Jan 09, 2010 02:36

Статья более чем пятилетней давности одного из "Хакеров Сновидений"

Д.С. Кочетков aka Karras

Практика осознанных сновидений
(начало)

Источник: «Квантовая магия»
(получена 16 ноября 2004; опубликована 17 ноября 2004)



В этой статье я постараюсь дать описание своего опыта осознанного сновидения. Очевидно, что сама специфика проводимых исследований накладывает отпечаток субъективизма на полученные результаты в гораздо большей степени, чем в любой другой области науки. Подобно алхимикам, сновидящие сталкиваются с задачами, в которых нераздельно соединены как объективная реальность, так и субъективные переживания. Разделить их не всегда представляется возможным и, наверное, не всегда желательно даже стремиться к этому. Поэтому моя статья ни в коей мере не будет претендовать на единственно верное понимание и описание процессов, протекающих в осознанном сновидении (ОС). По этим же причинам я был вынужден посвятить значительную её часть описанию моего личного отношения к практикам работы с изменёнными состояниями сознания (ИСС), видения их целей и задач, иногда даже описанию моей жизненной философии. Как мне кажется, исследование сновидений - это нечто большее, чем простое обобщение накопленных экспериментальных фактов, потому что факты здесь в слишком значительной степени субъективны. Управление сновидениями, таким образом, прежде всего, является, если можно так выразиться, способом налаживания контакта с самим собой, а специфика этого контакта в конечном итоге отразится на мировоззрении.

Введение

Наиболее широкую популярность в настоящее время приобрели следующие направления работы со сновидениями.

Традиционная магия. Так называемые выходы в астрал. Различия астрала и сновидения это достаточно спорный вопрос, постоянно всплывающий на различных форумах соответствующей тематики. Тем не менее, я склонен относить феномен астральной проекции, скорее к разновидности осознанного сновидения, чем к чему-то качественно иному. Однако такое мнение тоже является достаточно спорным. Например, данные, приведённые Робертом Монро, могут косвенно свидетельствовать о том, что классический «выход из тела» происходит не в обычной фазе REM [2]. Об этом часто приходится слышать от людей, практикующих астральную проекцию. Однако и здесь есть множество нюансов. Например, исследования Стивена Лабержа показали, что внетелесный опыт (ВТО) как правило, происходит именно в фазе REM и является разновидностью сновидения [1]. Техники астрального выхода традиционной магии изначально ориентированы на вызов состояния ВТО, однако это не значит, что в них пренебрегается использованием возможностей, которые обычно связывают с ОС. Классический пример - путевая работа, в которой определённые карты таро используются как своеобразные врата, при помощи которых астральное тело попадает в нужную Сефиру, чтобы получить там новые знания [3].

Шаманизм. Прежде всего, конечно, это техники, описанные Карлосом Кастанедой [4]. В той или иной форме описанные им идеи взяты на вооружение подавляющим большинством сновидящих. В данной традиции есть свой аналог ВТО - третьи врата сновидений. Такая способность появляется у мага отнюдь не сразу, а только после накопления им достаточного количества личной силы. Философия Карлоса Кастанеды выглядит очень привлекательно, однако зачастую его последователями отвергается всякий позитивный смысл сновидений, которые не вписываются в жёсткие рамки того, что дон Хуан определил как реальность. Зачастую содержание сновидений, не подходящее под заданную схему вообще называют «тональными галлюцинациями». Мне кажется, что такой подход является во многом однобоким. Например, он автоматически отсекает от рассмотрения огромный пласт сновидений, в которых уровень осознанности был не настолько высоким, как того хотелось бы сновидцу.

Йога сновидений. Качественно отлична от вышеназванных традиций тем, что считает сновидения целиком порождениями ума. Методы её во многом уникальны, и не так уж часто обсуждаются в среде сновидящих. Техники йоги сновидений зачастую сходны с техниками, разрабатываемыми онейропсихологами, работающими с осознанными сновидениями, хоть ориентированы они, конечно, на достижение различных целей. Обычно йоге сновидений представителями других традиций вменяется в вину то, что она поощряет развитие воображения и уводит сознание в пучину галлюцинаций. Однако, на мой взгляд, это свидетельствует о недостаточном знакомстве с предметом. Хорошее описание целей и методов йоги сновидений содержится, например, в книге Т.В. Ринпоче «Тибетская йога сна и сновидений» [5].

Практика осознанных сновидений

Перейдём к непосредственному описанию наблюдаемых при работе с ОС явлений. ОС, как и любой сон, можно разделить на три этапа - инициацию, развёртывание сюжета, пробуждение. Рассмотрим каждый из этапов подробно.

Первый этап: инициация осознанного сна

По этому параметру осознанные сновидения принято делить на два типа: осознанные сновидения, инициируемые из состояния бодрствования (ОСИСБ, WILD) и осознанные сновидения, инициируемые из состояния сна (ОСИСС, DILD) [1].

Осознанные сновидения, инициируемые из состояния сна

К классу ОСИСС относятся осознанные сны, в которых сновидящий понимает, что спит, уже находясь внутри сновидения. Как правило, осознание появляется после возникновения в сюжете сновидения несоответствия, которое выдаёт иллюзорную природу окружающего мира. Обычно при этом подразумеваются очевидные признаки сна, например проблемы, возникающие при повторном чтении книг, сложности с изменением уровня освещённости, «неправильное» отражение в зеркале, отсутствие боли, «неправильная» гравитация и т.п. Новичкам обычно советуют, как можно чаще заниматься проверкой реальности в надежде, что однажды такая мысль появится и во сне. Опыт показывает, что не всегда этот путь приводит к быстрому успеху. И уж точно этот успех никогда не бывает стабильным. При использовании методики поиска несоответствий предпочтительнее начинать с ведения дневника сновидений. При этом даже без специального намерения, через какое-то время начинает вырабатываться некоторый навык, позволяющий отыскивать признаки сна «налету». Человек как бы чувствует внутренние их причины, он знает свои «слабые места», открывающиеся в сновидениях и при желании может ими пользоваться. Часто этот механизм, поиск личных признаков сна и связывание их с мыслями о сновидении, называют «постановкой триггера». Ведение дневника сновидений преследует собой и ещё одну цель, гораздо более важную - тренировку сновидческой памяти. Среднестатистический человек помнит очень мало о своих ночных приключениях, в то время как люди, занимающиеся регулярными записями своих сновидений, вспоминают до 3-4 и более снов за ночь. За каждой фазой сна со сновидениями следует очень короткое пробуждение и люди, относящиеся ответственно к записи снов рано или поздно учатся «отлавливать» этот момент. Это даёт им в руки возможность использовать его либо для записи сна, либо для вхождения в его продолжение, либо в новое сновидение, как правило - уже осознанного.

Гораздо менее действенным методом инициации ОСИСС является поиск рук во сне. Популярность он приобрёл благодаря книгам Карлоса Кастанеды, однако общепризнано, что это один из наиболее неэффективных приёмов.

Уникальным методом работы с ОСИСС является картография сновидений. Эта техника получила широкую известность благодаря группе «Хакеры Сновидений» [6]. Метод довольно спорный, многими людьми хвалимый за эффективность и постоянно используемый в практике, но и не менее многочисленными людьми яростно критикуемый. В книге А.П. Ксендзюка «Видение нагуаля» [7] высказывается мнение, что метод картографии позаимствован «Хакерами» из архаичных шаманских традиций и не представляет интереса для людей, практикующих тольтекское сновидение, потому как заводит, в конце концов, в тупик. Однако другие авторы, по-видимому, не всегда высказывают схожие мнения. Например, в книге Ал. Панова «Школа сновидений» [8] приводится «карта начальных странствий», которая хоть и не совпадает с картой «Хакеров Сновидений», но всё же демонстрирует правомерность подобного подхода к изучению феноменов ОС. Вопрос об отличиях тольтекского сновидения от любой другой практики ОС сам по себе достаточно сложен. Описания Кастанеды допускают различные варианты трактовки и зачастую самые красивые и логически обоснованные из них демонстрируют собой одновременно и ярчайшие примеры однобокости и, по большому счёту, ущербности и деструктивности. Некоторые последователи Карлоса Кастанеды доходят до того, что объявляют практически весь духовный опыт человечества «тональными галлюционациями» и призывают пользоваться для личного развития только знаниями линии Дона Хуана. Я воздержусь здесь от обширных комментариев, однако для меня идея непогрешимости последнего нагваля неприемлема и поэтому опора на оставленные им тексты как на Священное Писание кажется абсурдной. Мой личный опыт говорит, как раз, в пользу идеи картографии. Так уж сложилось, что практиками осознанного сновидения я занимаюсь достаточно давно, практически, с самого детства, но с творениями признанных «мэтров» этого искусства я имел счастье ознакомиться сравнительно недавно. Поэтому значительная часть моей практики проходила без опоры на мнения авторитетов. Тем интереснее было узнать, что те смутные ощущения знакомых мест в сновидении и их взаимной ориентации, которые стали периодически возникать у меня после нескольких лет практики ОС, нашли своё выражение в «картографии сновидений». Однако тут есть небольшой нюанс. Сами «Хакеры Сновидений» и их лидер Сергей Изриги писали, что основным материалом для карты являются так называемые «сны активного действия», в которых сновидящий включён в очень яркую, и насыщенную событиями сюжетную линию. Проведение экспериментов по преднамеренной картографии сна из состояния с относительно высоким уровнем осознания приводило к интересным результатам. Однако про это я расскажу ниже, когда буду обсуждать второй этап состояния ОС, развёртывание сюжетной линии.

С практикой начинают наблюдаться интересные эффекты. Осознание становится привычным и мотивации сновидящего уже может не хватить на то, чтобы вырваться из сюжетного ряда сновидения. Появляются сны, которые в среде сновидящих иногда презрительно называют «луцидниками». Термин этот появился из-за общего пренебрежительного отношения мистически настроенных сновидящих, особенно последователей Карлоса Кастанеды к исследованиям Стивена Лабержа, который впервые ввёл термин «луцидное сновидение». «Луцидник» - это своего рода ситуация пассивного осознания. Человек знает, что находится не в реальности, пользуется способностями сновидящего в сновидении, но, тем не менее, остаётся подчинённым сюжетной линии. По меркам реального мира, он ведёт себя неадекватно. Тем, кто никогда не занимался практиками сновидения, наверное, нелегко почувствовать разницу, но, тем не менее, она есть. В принципе, для того, чтобы индуцировать появление сновидений с низким уровнем осознанности достаточно просто убедить себя в том, что ты являешься сновидящим. Я назвал это «принадлежность к клану». Это даёт в сновидении нечто вроде дополнительной степени свободы для построения сюжетной линии, которая ранее была недоступной из-за привычки к существованию единственно возможного мира. Вернее, корректнее было бы говорить о непривычности идеи иллюзорности любого из воспринимаемых миров. С ОС всё гораздо сложнее. Если первоначально осознание иллюзорности воспринимаемого мира приводит сознание в невероятный экстаз и это как будто бы «останавливает» сюжетную линию, потому что она становится абсолютно неважной на фоне этого нового чувства, то с опытом чувство новизны стирается и сновидящий просто начинает действовать в сновидении как в некоем необычном, «магическом» мире. Мой опыт говорит, что, несмотря на кажущееся разительным различие первого и второго, их суть, в принципе, одинакова. В обоих случаях сновидящий вовсе не является столь же осознанным субъектом, как и днём, хоть и днём он зачастую не столь осознан, как ему бы хотелось. В сновидении его поведение во многом определяется бессознательной компонентой психики, только теперь к нему примешивается немного дневного сознания. Настоящий ОС - это, во многом, мечта. Наш, сновидческий, философский камень. Последователи Кастанеды пытаются очиститься от «тональных галлюционаций», люди, практикующие выходы в астрал - от наслоений бессознательного, в простонародье именуемых «глюками», йоги пытаются найти лазейку из колеса сансары стирая свои кармические следы. Мне кажется, что рассмотрение бессознательного содержания как врага, мешающего практике - это самая распространённая и при этом самая губительная из ошибок сновидящих. Я не случайно сравнил ОС с философским камнем. Мне кажется, что наиболее точно процесс развития осознания описан именно в трудах алхимиков. Если даже и не заниматься систематическим их изучением, то, по крайней мере, с трудами К.Г. Юнга ознакомиться было бы желательным для каждого сновидящего.

Очень интересным явлением, с которым может столкнуться хороший сновидящий, является временное изменение уровня осознанности. Как правило, это происходит в напряжённых ситуациях, возникающих в сновидениях с пассивным осознанием. Вот характерный пример, взятый из моего дневника сновидений.

Я говорил во сне с одной своей знакомой, а она вдруг без очевидных причин выхватила из-за пазухи пистолет и попыталась меня убить. Я шарахнулся в сторону, понял, что не успеваю и у меня изменился уровень осознания. Я просто «заморозил» сюжет и стал рассматривать замершую с пистолетом девушку, думая, что с этим делать. Мне хотелось продолжить общение, но не с моим же убийцей! Я придумал решение. «Свернул» этот кусок сна и вырезал его из сюжета, мотнув головой, как будто разгоняя наваждение. После этого я снова вошёл в сюжет, и сновидение продолжилось.

Особо следует отметить следующее - несмотря на то, что голубая мечта всех людей, работающих с практиками изменения состояний сознания - это смена этих состояний по желанию, я бы всё же порекомендовал обратить гораздо более пристальное внимание именно на ОСИСС, потому как именно они являются индикатором нашего внутреннего развития. Как мы себя там ведём? Кого встречаем? В какие сюжетные линии вплетаемся? Часто ли задействуется наша критическая способность и стабильно ли полученное таким образом осознание? Если, несмотря на все успехи в ОСИСБ, оказалось, что практически прекратились ОСИСС и вообще, снится всякая ерунда, которую и в дневник то записать стыдно, то лучше вообще забросить на некоторое время практики прямого вхождения в сновидение и заняться восстановлением и очисткой своего внутреннего мира. Переживать за ослабление навыка ОСИСБ не стоит, практика показывает, что после своеобразного «карантина» сновидящий станет в этом плане лишь сильнее.

Очевидно, что практика ОСИСС очень близко стоит с практикой «заказа сновидений». При этом, если учитывать, что полное осознание тоже во многом недостижимая цель, то становится очень тонкой грань между ОСИСС и ОСИСБ. Обычно считается, что «заказ сновидений» - это «грязная» практика, поощряющая развитие воображения и помещающее сновидящего в вымышленные миры, в то время как «правильные» практики, вроде поиска и рассматривания рук во сне, делают сновидение магическим, а потому на порядок более ценным. Однако такая позиция является достаточно шаткой, потому что само рассматривание рук во сне на первоначальных этапах является всё тем же заказом сновидения. Лично я применял рассматривание рук только для «стабилизации» сновидения, потому что фокусировка пристального внимания на объектах сновидения, по видимому, запускает то, что я называю «механизмом детализации». При этом сновидение теряет стабильность и повышается вероятность пробуждения. Таким образом, действие это было уже несколько более осознанным, чем просто попадание в сюжет с рассматриванием рук. Однако это не означает, что при этом я был полностью «вне сюжета». Типичная ошибка сновидящих - это принятие субъективного ощущения нахождения «вне сюжета» за истинное положение дел. По крайней мере, мой опыт говорит о том, что полное и тотальное осознание и контроль и через восемь лет практики остаются всё такой же недостижимой мечтой. На мой взгляд, практика «заказа сновидений» может оказать неоценимую помощь в налаживании контакта с собственным бессознательным и, в конце концов, окажется гораздо более полезной, чем «силовые» методы индукции ОС.

Хакеры Сновидений, Кочетков Д.С., Картографирование, karras, Осознанные сновидения, Астральные проекции, Православие, ВТО

Previous post Next post
Up