В Венскую филармонию сегодня мы пошли безо всякой надежды.
Играть должен был Венский филармонический, на который все раскупается так молниеносно, что даже на месячных афишах напротив анонса стоит "Билетов нет".
Но мы все-таки пошли. Дошли до здания примерно в 14-30 (начало концерта в 15-30), обошли его и выяснили, что касса работает по субботам до 13-00. Так что - до свидания.
На всякий случай заглянули внутрь самой Филармонии. Увидели очереди ко входам на лестницы справа и слева. Кассы не обнаружили.
Тёма поговорил с одним из капельдинеров, который на вопрос "Можно ли попасть на сегодняшний концерт?" сильно заулыбался и посмотрел на нас как на не вполне вменяемых людей, которые до такой степени сошли с ума, что
почему-то решили, что на Венский филармонический можно попасть вот так просто, придя за час в день концерта.
Тем не менее Тёма выяснил, что у оркестра имеется своя касса на Ринге, и если есть хоть какая-то надежда попасть в вожделенный зал, то стоит пойти туда - может, бронь какую выкинут...
Побежали на Ринг. Нашли кассу. Через пять минут у нас в руках были стоячие билеты в партер - страшно сказать, по пять евро с брата!
"Что, вот так просто? И мы будем слушать лучший симфонический оркестр в лучшем концертном зале мировой музыкальной столицы?" - не верил себе я.
Да, вот так просто! Повезло!
Повезло нам еще и по другой причине: мы вошли в зал в числе первых и встали во втором ряду за заграждением, отделяющим респектабельную партерную публику от пятиевровых плебеев. Через несколько минут площадка за ограждением была забита под завязку.
Народ в стоячем секторе подобрался самый разный - кроме немецкоговорящих тут были американцы, голландцы, чехи (правда, Тёма меня уверяет, что это были не чехи - просто голландцы в какой-то момент зачем-то заговорили по-русски), японцы... Рядом с нами оказалась финка, которая пыталась со мной о чем-то оживленно поговорить на английском, но я мало что понял, так что Тёме пришлось принимать огонь на себя.
В ожидании начала концерта большая часть "стоячих"... села прямо на пол. Сел на пол и я - перспектива стоять два часа, даже под прекрасную музыку, несколько настораживала. Тёма сесть отказался и рассматривал пышный интерьер.
Программа была простой - "Часы" Гайдна и "Героическая" Бетховена. В то же время услышать в исполнении венцев именно эти произведения было очень интересно - все-таки венская классика! Что еще стоит слушать в Вене?! :-)
Честно говоря, от Гайдна я почти ничего не ждал - мне он кажется однообразным и скучным. Финтифлюшки и завитушки, стиль - и больше ничего. Но если играть его так, как его играли сегодня, то все вопросы снимаются - это было до такой степени легко, чисто и свежо, что мы не успели сообразить, что происходит, как первое отделение концерта уже завершилось.
Венцы играют музыку так, как будто это прекрасное хрупкое изделие из хрусталя. Они легонько-легонько "трогают" ноты, нежно прикасаются к ним. Оркестр настолько слажен, что я в какой-то момент внутренне рассмеялся - играют как роботы-автоматы! Но при этом они - живые! Поразительное ощущение - что живое может быть до такой степни гармоничным, нежным и воздушным, не теряя почти математической точности. Наверное, к игре венцев как ни к чему другому применимо слово "совершенство".
Бетховен был ничуть не хуже. Правда, во второй части (траурный марш) ощущалась некоторая натянутость, да и зал на ней начал покашливать. Но потом, когда оркестр "вырулил" к задорному "Скерцо" и феерической финальной части, солнечные зайчики снова запрыгали по всему залу.
Два часа "стояния" пролетели для нас как миг. Один из прекраснейших мигов в жизни.
При моей меланхолической, пессимистической и мрачноватой натуре почувствовать такое легкое и солнечное отношение к жизни и заразиться им - дорогого стоит. Уж всяко больше, чем пять евро :-)