Про нас, наше детство, книги и то, что нас формирует

Mar 15, 2018 19:10

Предисловие

После широко разошедшейся статьи про то что мужчины думают о том что должна женщина и вселенского масштаба срача про сову в фб Лоры Белоиван - о чем рассказано у Поповой и кончилось это, как известно, вот чем...

... мне попадается текст писательницы и сценаристки Лили Ким в фб, который как-то очень ладно встраивается в то, что осело внутри после "переваривания" двух предыдущих историй. Кому удобно, можно почитать в фб, а кому сразу, я дам под катом текст (советую почитать, тут коротко и важно). Чтобы было понятно, Лиля уже довольно долго живет в ЛА и там же работает и пишет про американский менталитет:

Non-judgmental. Не-суждение. Один из главных ништяков Америки, который трудно нам дается, потому как...[Spoiler (click to open)]
Объяснить это невозможно, требуется пример. Встречаюсь со своим менеджером. И говорю ей возмущенно: "Представляешь, такой-то устраивает по выходным платные питчи для сценаристов. Сидит просто целый день и слушает всех желающих за 20 долларов. Две минуты питч - две минут фидбэк, одна - если что-то надо уточнить. Следующий! Вообще нет совести у человека, а у приходящих - чувства самосохранения. Это же очевидная стрижка лохов!". Менеджер смотрит на меня строго и спрашивает: "Тебе какая печаль? Они за свои деньги в свой уикэнд пойдут делать что хотят. Это не твое время и не твои деньги, а значит - не твое дело".
Молчу, потупив взор. Она тоже отходит. Поскольку она приехала очень давно, но из Израиля - менталитет наш ей в общих чертах знаком. Объясняет.
- Мой отец сказал, первое время его поражала бесцеремонность выходцев из советского пространства. Кто рано женился, кто поздно, кро правильно детей воспитывает, кто неправильно. Моей матери одна женщина из СССР сказала, что кормить ребенка грудью после года вредно для прикуса. Незнакомая женщина просто подошла и стала судить мою мать за то, что она делает. Вот сейчас я тебе очень серьёзно говорю - обрати на это внимание. Это из тех культурных отличий, которые могут испортить тебе карьеру здесь. Ты имеешь право высказать своё мнение о чём-то только если это прямо тебя касается - ты за это платишь или это происходит в твоем доме. Всё остальное - non-judgmental.
После этого встречаюсь с другом. Рассказываю. Он мне:
- Да! Знаешь как я долго отвыкал? Если не судить всех вокруг за то, как они живут, думают и делают - о чём тогда говорить вообще?
Стали вспоминать. Ну детство это понятно. Я нерусская - чукча, узкоглазая, хитрожопая и т.д. Он толстый - жирный, ленивый, тупой. Юность. Я красивая - значит, дура. Некрасивая - никогда замуж не выйду. Вышла замуж в 19 лет - рано выскочила, дура, скоро развод. Детей нет - эгоисты, дети есть - в однокомнатной квартире?! Всего 8 из 10 по Апгар? Да что вы за люди такие?! Бедные? Значит, тупые и ленивые. Состоятельные - не наебешь не проживёшь! Напечатали тиражом 5 тыс. экз. современную прозу - говно! Напечатили 100 тыс. детектива - еще большее говно! Лучше вообще ничего чем это! Кто вам сказал, что вы писатель? Медиаменеджер - вот кто болванит народ! Опечатку сделал или запятую не там поставил - сначала русский язык выучи! Собака с одним яйцом? Значит, родословная его дутая! Не знаешь, как переводится такое-то слово - стыдно, девушка, это же азы!...
Как сказал мне когда я только что приехала один продюсер - прежде чем работать для американского рынка, вам нужно reconsider yourself - переосмыслить себя. Потому как впечатление создается, что вы пришли из extremely dehumanized place.


И, чтобы долго не объяснять цепочку мыслей, приведшую меня к написанию этого поста, я просто её опущу - и напишу собственно пост.  Кстати, его можно рассматривать и отдельно от предисловия, просто как рекомендации по чтению для детей.

О детстве и книгах, которые нас формируют

Ну, сразу оговорю, что формируют, понятно, не только книги. Родители, бабушки-дедушки, сверстники, ситуации, фильмы. Понятно также, что сейчас книги участвуют в формировании детей меньше. Но я вот задумалась - какие книги были для меня значимыми, вросли в меня, сформировали, какие я перечитываю до сих пор или помню почти наизусть и какие книги или персонажи возникают у меня в голове чаще всего как пример для каких-то ситуаций?


Муми-тролли


Сначала у меня была "Муми-тролль и шляпа волшебника". Потом мама где-то оторвала выпуск всех книг - это был героизм, по подписке, кажется, по книге в месяц (в то время это было огого!).
Всего Туве Янссон написала 9 книг о муми-троллях и множество рассказов. Кстати, изначально она была художником и своей писательской деятельности особого значения не придавала.
Особенностью цикла о муми-троллях является отображение мира - он сказочный и, хоть основан на финнском фольклоре, очень самобытный и подробный, - и персонажей, которые одновременно похожи на нас и всех наших знакомых, несмотря на то что были созданы давно и в другой стране.
А главной особенностью я бы назвала то, что "Муми-тролли" - чрезвычайно добрые, гуманистичные, умные книги, которые многому учат и при этом не скатываются в морализаторство (!).
Образ дома - надежной гавани, семьи, жажда приключений, дружба, познание мира - все это существует в дружелюбном (но не слащавом) мире Муми-Дола. Я эти книги люблю за доброту и честность.
И за то, что каким бы ты ни был, ты - это ты, и тебя любят таким, какой ты есть, не осуждают и не обламывают под какой-то стандарт "хорошести". Снифф, к примеру, боязливый и запасливый зверек, и порой его склонность к приобретению граничит с жадностью. Его порицают и ставят в пример как отрицательного персонажа? Отнюдь нет. Ну вот разные люди бывают. Кому-то достаточно любоваться красивым чем-то, другому же важно этим чем-то обладать. Кто-то путешественник, а кто-то - собиратель, коллекционер. Конечно, когда Снифф "зарывается" и чересчур капризничает, его мягко журят, а иногда и строго. Но никто не говорит ему "ты неправильный" и "хорошие дети делятся".
Снусмумрик? Прекрасный персонаж, свободолюбивый и творческий, но вместе с тем отстраненный и частенько не понимает (или не хочет понимать) что у его действий есть последствия, которые могут отразиться на других. Да, он как-то поломал таблички с надписью "Запрещается!" и ушел, радостный от того что показал миру свободный дух, но потом за таблички схватили-то его друзей. А он только слегка об этом призадумался :)
И вот так, не давя и не агитируя, с невероятной фантазией, на примере множества самых разных ситуаций, у того, кто читает, закладывается отношение в миру и к людям, в нем живущим.
Себя я, как можно догадаться, ассоциировала скорее с Муми-троллем - в меру авантюрным, но любящим уют и дом толстеньким мумиком:) Самые любимые (хотя все они прекрасны!) книги это "Муми-тролль и комета", "Шляпа волшебника" и "Опасное лето"
И теперь, перечитывая во взрослом возрасте "Муми-троллей" (на пару с воспитанниками или самостоятельно), я узнаю какие-то ситцации и удивленно думаю: Вот, я бы точно так же поступила, как правильно! - а потом вспоминаю (и осознаю), что скорее всего именно из муми-троллей я это вИдение и почерпнула :)
Я про них могу долго рассказывать, но чтобы не писать этот пост четыре часа, я закруглюсь... что-то конкретное можно будет обсудить и в комментах :)
Дорога уходит вдаль



Вторая книга (для возраста постарше), которая во многом меня сформировала. Автор - Александра Бруштейн, и роман во многом автобиографический, хотя и не напрямую. Действие происходит в начале 20 века в небольшом польском городе, территориально принадлежащем Российской империи.
Роман состоит из трех частей - в первой главная героиня совсем ребенок, она взрослеет, заводит друзей, учится, постигает мир. Тут много юмора, света, но реальность не приглажена, просто пропущена "сквозь" восприятие ребенка. Во второй маленькая Александра идет в гимназию и тоже учится - но тут уже меньше детского, больше социума, понимания каких-то взрослых вещей, описания более точные и уже претендуют на анализ. А третья часть - про юность героини. Её я, признаюсь, и не перечитывала (хотя сейчас может и стоит), потому что в этой части больше про революционные кружкИ и студенческую борьбу.
Автора понять можно - книга издавалась мало того что в СССР, так еще и во время, когда писать про царскую Россию можно было только плохо. Так что не написать про революционные настроения и прочее она просто не могла. Впрочем, она не придумывала - они и правда были. В остальном кстати, автор не пережимает, никакой краской не мажет ни тех, ни других.
А что до, к примеру, отображения жадных заводчиков Шабановых или гадких и лицемерных учителей в гимназии - так это при любом режиме встречается.

Но хватит о политическом, тем более его в книге минимум, да и то в конце. Я о двух частях, которые детство и отрочество.
И опять - для меня это чуть ли не главное! - книга очень добрая, многому учит - и без морализаторства. Ну нет там такого "герою сказали что это плохо, он не стал делать и это хорошо, а плохой герой сделал и его за это сюжет наказал". Там по-разному бывает, главное - как это видит и какие выводы делает героиня. А иногда и не делает, читателю оставляет.
И, как и в случае с муми-троллями, осевым центром, на котором "вращается" вся книга, выступает семья героя\героини. Туве Янссон в семье муми-троллей описывала свою семью и свое детство отображала в виде сказки. Бруштейн про свое детство писала почти напрямую, кое-что изменяя, добавляя и корректируя. И этот центр и выстраивает мировоззрение и героя, и читателя.
(получается, меня немного воспитали семьи Янссен и Бруштейн?:)))
Что сразу видно - это мудрость писательницы (которая незримо присутствует всегда, хоть повествование и ведется от лица маленькой девочки) и ее нравственный стержень. И много юмора, который в книге тонкий и мягкий, иногда ироничный. А иногда такой, что ржешь как коник (о, эти сценки с рыцарями!:))
На этой книге росла моя мама, я, и надеюсь, мои воспитанники и племянница тоже вырастут. Тем более что книга ситуативно актуальности не потеряла, а в плане описываемого мира так даже интереснее стала - сто лет назад ведь совсем по-другому жили!
Очень советую девочкам, мальчикам и взрослым от шести до ста шести :)
Лев, колдунья и платяной шкаф


Бесподобная книга, прекрасные рисунки Траугот, волшебные приключения.
Люблю их всех, особенно меня в детстве поразили Аслан и мистер Тумнус, и я мечтала (а кто не?:)) однажды попасть в Нарнию. Даже лазила в шкаф, благо у нас там как раз шубы висели и пальто. Но - не из того дерева, видимо, он был сделан :)
Вообще мотив "сказочная страна за дверью, которая открывается не всем и лишь изредка" меня привлекал всегда, потому я и рассказ Уэллса "Дверь в стене" очень люблю. При этом "не всем" вовсе не в смысле "избранности", это в смысле "случая" и нужного настроя внутреннего, состояния души. Иногда эта дверь тебе является, но ты проходишь мимо и не видишь ее.
Но вернемся к Нарнии и К.С. Льюису.
Да, в книге явно присутствует назидательность, но она не превращается в морализаторство типа "плохишам полагается наказание просто потому что надо". Эдмунд, совершив предательство из-за зависти к сестре, не просто так получает наказание от каких-то всемогущих сил, нет. Он попадает на глаза Колдунье, которая пользуется его завистью и жадностью, а дальше все события закономерны, и он это в итоге понимает. И т.д. Мистер Тумнус тоже не злодей какой и из его фигуры не делается  "примера детям" - наоборот, Люси его жалеет и первым делом бежит спасать его.
Сразу оговорюсь - я не сторонник (а даже противник) мнения о том что Льюис в книгу напихал христианства и им в лицо всем тычет. Я, к примеру, во многих сценах видела отсылки к мифологии и да, религии - но разных стран. И, имхо - люди, так говорящие, плоховато понимают контекст и то, как современники Льюиса могли воспринять книгу, где смешивается волшебство, говорящие львы, дриады, Санта-Клаус, война, дети-короли, козлоногие существа и - внезапно, христианство. В смысле, никто ее не подавал под христианским соусом. Автор  - да, был христианином. И всё.
Мотив воскрешения после жертвенной смерти значительно старше Христа. А уж если скептиков не убедят вышеперечисленные дриады и фавны, я прям не знаю. В последней книге вообще кельтско-скандинавские мотивы, и что?

Ладно, месседж отправлен, поехали дальше:)

"Лев, колдунья и платяной шкаф" - добрая, волшебная книга с целым миром, который приятно открывать и исследовать. Мне нравится цикл (какие-то части больше, какие-то меньше), но именно "ЛКиПШ" стали первой и самой важной книгой про Нарнию. Советую смело всем, и детям и взрослым.
Кстати, взрослым очень советую также прочесть книгу Льюиса "Пока мы лиц не обрели". Особенно тем, кто топит за "всовывание нам в мозги христианства" да уймись ты Женя :)) Это очень интересное и прекрасно написанное изложение мифа о Психее.
Рони, дочь разбойника



Как ни странно, большинство самых известных циклов Астрид Линдгрен прошли мимо меня. Не читала ни про Эмиля, ни про Пеппи, ничего. Понятное дело, смотрела мультфильм про Карлсона, фильм про Пеппи и "Мио, мой Мио".
Не знаю, как так сложилось, но первой в руки мне попала её книга "Рони, дочь разбойника", и очень плотно там где-то внутри угнездилась. Не то чтобы как прямо основополагающая и мироформирующая - по возрасту это скорее для 10-12 лет и чуть старше - но запомнившаяся общим очень "узнаваемым" ощущением и соответствием внутреннему камертону.
Очень подростковая книга,  сказочная, немного грустная. В ней есть и подростковый бунт, и дружба, и познание себя, и примирение. И очень классные, живые, несмотря на явную сказочность персонажи. И дикий, местами опасный мир за пределами дома - с вредными серыми карликами и злыми виттрами. И расколотый молнией напополам разбойничий замок...и приключения и многое другое! :)
Еще сюда же можно добавить роман "Братья Львиное сердце", но он стоит где-то на втором месте из-за проглядывающей кое-где назидательности и затянутости. И мрачная она, неожиданно мрачная и жестокая для такой завязки. Особенно концовка. Но тоже хорошая книга, просто "не совсем то".

А вот остальные свои любимые книги я читала либо позже (и они уже не подходят на роль "формирования мировоззрения"), либо больше умом, а не сердцем. Скажем, пример второго случая - я кучу сказок прочла, но они мимо прошли. Все детство читала-зачитывалась мифами Древней Греции, но тоже умом. В девять прочла "Джейн Эйр" - и не прониклась. Тогда же примерно "Хоббита" (это  та книга где Бильбо похож на Леонова:)) - и круто, круто! но не "то самое", слишком поздно. А "Властелина колец" еще позже. И хотя он тоже лег на моё мировоззрение практически как влитой, он его не формировал, слишком поздно был прочитан.
Многие книги очень впечатлили (именно в смысле что отпечатались) но при этом не сформировали ничего. К примеру, "Повесть о черной курице". Люблю ее за жутенькую сказочность (я бы если честно больше про это королевство почитала!) и атмосферу, но не люблю за жесткую мораль, которая каким-то образом и сказочность портит. Очень люблю "Муфта, полботинка и моховая борода" - классные истории, но они не сформировали особо ничего.

Конечно, список повлиявших на меня книг этими книгами не исчерпывается, их больше, просто я написала про "самые-самые". А если кого забыла - значит, или не так уж сильно отпечатались, или (такое тоже возможно) были прочитаны настолько давно что засели очень глубоко и выскочат только если я их сейчас начну перечитывать внезапно :))

Пишите в комментах про вышеперечисленные книги, кто читал, делитесь мнениями, рассказывайте у кого какие любимые и повлиявшие на них сильно книги, которые они бы посоветовали детям! :)

UPD В обсуждении вспомнились еще "Таинственный остров" Верна, "Ночной сторож или Семь занимательных историй" Каверина и "Листы каменной книги" Линевского. Еще до кучи "Серебряные коньки" Мэри Додж
А остальные у кого что было см. в комментах:)

PS Кто поймет, как предисловие связано с этим обзором книг, тому пирожок :)

книги, интересное, о себе, обзор, полезное

Previous post Next post
Up